Слабое место России. Инвестиции в инфраструктуру.
Так же в выборе инфраструктурных проектов обязательно должен участвовать бизнес, поскольку чиновники определяют их эффективность весьма некачественно. Поэтому, оптимальным для России мог бы быта механизм частно-госсударственного партнерства. Бизнесу эта идея нравится: «Русал» приводит в пример проект по созданию Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО) - совместного детища «Русала» и «ГидроОГК», который предполагает достройку Богучанской ГЭС и строительство алюминиевого завода в Красноярском крае. А необходимая для этого сетевая инфраструктура будет профинансирована за счет гранта Инвестиционного фонда в размере 1,3 млрд. долларов.
Однако это скорее исключение из правил. Примерно 70% средств Иивестфонда направляется на проекты по развитию Москвы и области, а также Санкт-Петербурга и области, которые и без того являются наиболее благополучными в инфраструктурном отношении регионами. Так что необходимые ресурсы идут не туда, где они нужнее всего, а туда, где заявки умеют лучше оформить.
Вместо этого власти могли бы давать больше свободы частному капиталу, в том числе в области инфраструктуры. Например, в России сегодня практически нет современных мультимодальных комплексов, работающих на оптимальную перегрузку между видами транспорта, таких как река-железная дорога, железная дорога-шоссе, порт-шоссе. Развитие этих комплексов можно доверить частному бизнесу - такие схемы с успехом используются за рубежом. Однако государство опасается, что частный капитал может установить монополию на ключевые пункты важнейших транспортных артерий. Официальную позицию подтвердил в одном из недавних выступлений замминистра транспорта Александр Мишарин. По его словам, на строительство скоростных дорог, развитие портовых мощностей, сети аэропортов-хабов и мультимодатьпых комплексов должны идти главным образом бюджетные средства.
Но если страна таким способом избавляется от угрозы возникновения частных инфраструктурных монополий, то лишь ради того, чтобы попасть в объятия монополий государственных. Фактически государство осуществляет масштабные инвестиции в реконструкцию инфраструктуры через контролируемые им крупные компании. На фоне этих вложении, которые в основном делаются ради решения бизнес-задач. Инвест-фонд выглядит лишь каплей в море.
Сегодня правительство стремится вкладывать деньги лишь в коммерчески привлекательные объекты, которые частный бизнес мог бы вытянуть и сам. Если государственные инвестиции демонстрируют близкий к коммерчески привлекательному уровень доходности, значит, они были лишними - этими проектами должен был заниматься бизнес. Государство же должно заниматься тем, что необходимо обществу, экономике, но куда бизнес не пойдет из-за медленной окупаемости, высоких рисков и необходимости планировать на десятилетия.
К тому же, беря на себя ответственность за каждую дорогу местного значения, государство все их обрекает на хроническое недофинансирование. В мировой практике нормальной считается доля государственных капиталовложений в инфраструктуру развивающихся стран на уровне 2-3% ВВП. У нас сейчас вкладывается около 1% ВВП ежегодно. Российское правительство успокоилось из-за того, что имеет профицитный бюджет и контролирует инфляцию, но развитие страны невозможно без реконструкции транспортной сети, а для этого надо мыслить на десятилетия вперед. Российские власти если и видят эту проблему, то боятся за нее браться.
Не исключено, что нежелание властей инвестировать в инфраструктуру, не обещающую быстрых прибылей, во многом связано с предвыборной логикой. Министры экономического блока справедливо опасаются раскручивания инфляция из-за вброса в экономику дополнительных денег. Чтобы избежать взвинчивания потребительских цен, государству придется пойти на значительное сокращение расходов по социальным программам. Едва ли правительство согласится на такие меры в последний предвыборный год. Между тем ради тактического благополучия оно упускает стратегическое развитие страны, которое невозможно с имеющейся сегодня транспортной сетью. Нужны большие потрясения, чтобы правительство решилось рисковать в обстановке сладкого благополучия.
Рис. 8. Государственные инвестиции в цифрах.