Слабое место России. Инвестиции в инфраструктуру.
Одна из задач правительства это обеспечить всплеск государственных инвестиций, в том числе и в инфраструктуру. Правда, пока вложения в последнюю рассчитаны на быструю отдачу - политическую или финансовую, поэтому неудивительно, что вопросы о реальных потребностях на годы вперед не решаются - их ведь еще никто не сформулировал.
Развитие инфраструктуры необходимо, так как ее дефицит отрицательно влияет на экономический рост. По оценке министра регионального развития Владимира Яковлева, физический износ инфраструктуры ЖКХ превышает 70%. А член правления РАО «ЕЭС России» Борис Аюев сообщает, что в 16 регионах страны дефицит энергомощностей достигает 5%. По данным Минтранса России, из-за слабости транспортной сети страна ежегодно теряет заказы на перевозку примерно 620 млн. тонн грузов по экспортно-импортным контрактам. Наконец, отечественные аграрии жалуются, что отсутствие нормальных дорог и современных перегрузочных комплексов в Сибири мешает им организовать выход на китайский и индийский рынки. Они утверждают, что при наличии этих условий Россия могла бы экспортировать дополнительно до 14 млн. тонн зерна в год.
Иными словами, говоря о потерях от нехватки инфраструктуры, можно назвать астрономическую цифру, и не очень-то погрешить против истины. При наличии «всего лишь» одной из составляющих - современной транспортной сети на уровне субъектов Федерации и районов - ВВП России мог бы расти на дополнительные один-два процентных пункта в год. Все эти проблемы связаны с историей создания самой инфраструктуры. Но времена СССР Госплан решал задачу подготовки государства к мировой войне. Поэтому, хуже всего даже не недостаточная протяженность той же дорожной сети, а то, что госплановское размещение промышленности сегодня можно оценить как откровенно неудачное, поскольку оно не соответствует экономическим потребностям страны.
С этим целиком согласны и представители бизнеса. В СССР государство реализовывало строительство инфраструктурных и промышленных объектов в условиях плановой экономики и дешевой рабочей силы, потому тщательная оценки финансово-экономической эффективности во главу угла не ставилась. В результате при изменении экономической ситуации многие из этих объектов достались нам в наследство недостроенными. Ту же картину мы можем наблюдать и в других странах, которые в недалеком прошлом шли по пути плановой экономики.
Понятно, что Россия не первая и не последняя страна мира, которая сталкивается с проблемами такого рода. Инвестиции же в инфраструктуру явно влияют на экономический рост тогда, когда ее нехватка очевидна. В этом случае ограничения в перемещении товаров и информации из-за недостаточной развитости шоссе, железных дорог, аэропортов и информационной инфраструктуры весьма ощутимо сдерживают бизнес-активность. Но вложения имеют смысл только до определенной величины, поскольку государствам с разными типами экономики нужна разная инфраструктура. Развивающимся странам со слабой инфраструктурой необходимы ежегодные капитальные сложения не менее 2-3% ВВП, а странам со сложившейся развитой инфраструктурой не имеет смысла инвестировать на решение этих задач более 1% ВВП в год.
Сложность российского случая заключается в том, что стране приходится иметь дело с необходимостью и новой индустриализации, и развития постиндустриальной экономики одновременно.
Успешный опыт решения этих двух проблем имеется. В качестве примера можно привести Евросоюз, где насыщенная инфраструктурой и преимущественно постиндустриальная западная часть оказалась под одной крышей с восточными районами, унаследовавшими все особенности социалистической эпохи.
Так, Будапешт обеспечен самой современной информационной инфраструктурой, в то время как восточная часть Венгрии остается в основном сельскохозяйственной. Аналогичное устройство наблюдается в странах Балтии, и в целом оно характерно для территорий бывшего Советского Союза.
Европейский рецепт борьбы с тяжелым наследием прост. Каждая страна - член ЕС делает отчисления в фонды по развитию, и львиная доля этих отчислений - примерно 1% ВВП Евросоюза - идет на подъем инфраструктурно бедных районов, к числу которых относится территория недавно принятых в ЕС Польши, Венгрии и стран Балтии. Основная задача этих инвестиций - выровнять инфраструктурное развитие регионов Евросоюза. И на сегодняшний день, по словам Грегора Эдеа, вложения ЕС в инфраструктуру оцениваются, как лучший способ стимулировать рост экономики союза. Россия по уровню ВВП на душу населения сейчас уверенно входит в верхнюю треть рейтинга стран с переходной экономикой, а имеющиеся финансовые ресурсы позволяют ей инвестировать во все сектора одновременно, поэтому опыт Евросоюза может быть ею востребован.