Опыт западноевропейских стран в развитии малого бизнеса.
Однако все это применимо к малому бизнесу в странах с рыночной экономикой. А что же в Казахстане, где становление рыночного хозяйства идет медленно, где оно затруднено целым рядом экономических (монополизация производства, например, или разрыв хозяйственных связей в вязи с разделом союзного государства), идеологических (известно до сих пор отношение к частному хозяйству, к предпринимательству многих слоев населения), правовых (почти полное отсутствие законодательства, адекватного рыночным механизмам хозяйствования), социальных (расслоение общества на тех, кто способен к предпринимательской деятельности и на тех, кому предстоит еще долго этому учиться) и других факторов?
Дело в том, что всегда в Казахстане, в том числе и советское время, были предприятия по своим количественным критериям соответствующие малым. Предприятия, где количество занятых работников ограничено и не превышает определенного числа, были во многих отраслях советской экономики. Еще большее количество предприятий имело небольшой объем производства. Такие предприятия были и среди крупных (по численности занятых) и среди мелких. Многие предприятия работали только на ограниченный рынок, поскольку качество их продукции не позволяло им его расширить. Предприятия делились на государственные и негосударственные, которые часто по своим размерам соответствовали критериям малого предприятия.
Для Казахстана становление и развитие малого предпринимательства – жизненно важная задача.
Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью именно малого бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная среда, т. е. реальное становление рынка: начато постепенное восстановление заброшенных производств; освоение ресурсов; расширение сфер, развитие которых возможно на базе малых хозяйственных форм; создание новых рабочих мест; организация новых услуг и т. д. и т. п.
Вот, например, в Германии проводится программа стимулирования основания собственного дела, в соответствии с которой специальный банк предоставляет займы в размере до ста тыс. евро сроком до 20 лет. В течение 10 лет они свободны от погашения, а впервые два года по ним не взимаются проценты. В течение этих двух лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы. Ряд мероприятий по стимулированию мелких предприятий финансируются из специального федерального фонда, цель которого – способствовать осуществлению наиболее важных в экономическом отношении капитальных вложений, рациональному размещению предприятий, росту инвестиций, созданию рабочих мест и т.д.
Фонд предоставляет кредиты и займы на строительство, расширение и реконструкцию предприятий торговли, гостиничного хозяйства, мелких кустарных предприятий, и т. д. кредиты предоставляются на благоприятных условиях. Размер ставок обычно не превышает 6% . Максимальный срок кредитования строительства – 15 лет, приобретения оборудования – 10 лет.
Еще более важную роль, чем финансовая поддержка, играют программы, нацеленные на повышение деловой, управленческой классификации предпринимателей, их готовность к предстоящим трудностям. По общему мнению, западных специалистов и практиков, знания – ключевой ресурс предпринимательства. Большинство банкротств мелких предприятий объясняется именно недостатком знаний, квалификации и опыта, а не нехваткой средств.
В западноевропейских странах управленческая поддержка предпринимательства также осуществляется как на национальном, так и местном уровнях. В Великобритании, например, подготовку кадров для мелких предприятий на национальном уровне организует Комиссия по рабочей силе (общественная организация), оказывающая поддержку руководителей мелких фирм. Ряд программ реализуется на местном уровне учебными заведениями, торгово-промышленными палатами и ассоциациями мелкого бизнеса. Консультационная помощь, оказывается, через местные органы власти.
Большую работу в этой области, как правило, проводят торгово-промышленные палаты. В Германии обучение, консультирование и другие виды управленческой поддержки осуществляются в основном через эти организации. Их 69. Они расположены во всех регионах и финансируются за счет взносов членов и доходов отплатных учебных курсов. Во всех странах, четко сориентированных на рыночную экономику, малые и средние предприятия составляют явное большинство. У значительной части из них годовой товарооборот составляет до трех миллионов долларов. Если сравнить со 133-миллиардным долларовым товарооборотом Дженерал-моторс в 1992 году, самой большой фирмы мира, то эта цифра более чем скромная. Но даже специалисты удивляются до сих пор малым фирмам: именно они, а не большие, создают новые рабочие места, улучшают старую и создают новую продукцию и утверждаются на рынке.
Эта так называемая сила инновации характерна для средних фирм всего мира. Фирмы в Швейцарии и США отличаются этой двигающей силой. Там ловкие малые предприятия многим сотрудникам предлагают работу. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость.