Опыт западноевропейских стран в развитии малого бизнеса.

Одной из популярных в 80-х годах в США была книга Нейзбитта “Mega trends”. В ней Нейзбитт сказал: «Переходные этапы в экономике являются временем, когда расцветает предпринимательство. Сейчас мы переживаем такой период». В 50-х годах создавалось около 93 000 компаний в год, а сегодня, каждый год создается более 700 000. Большинство из них относятся к малому бизнесу. Предприятие малого бизнеса, по определению Управления малого бизнеса, - это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений.

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

· численность персонала;

· размер уставного капитала;

· величина активов;

· объем оборота (прибыли, дохода).

Представитель рыночного хозяйства не различает понятия «малый бизнес» и «малая фирма», «малое предприятие». Это предприятие, основанное на предпринимательских принципах. Это предприятие, которое характеризуется максимальной гибкостью и независимостью, в котором владелец, как правило, сам выполняет административно-управленческие обязанности. Это предприятие, которое воздействует, прежде всего, на локальный рынок. Конечно, в таком предприятии ограничено количество занятых работников, объемы производства или услуг, хозяйственный оборот, стоимость активов, размер уставного капитала. «Феномен малых предприятий, являющийся устойчивым фактором экономического развития, основан на возрождении созидательного потенциала личности, на стремлении противостоять гигантомании в производстве, на децентрализации управления и распределения финансовых рынков. Государство поддерживает малый бизнес как фактор социально-экономической стабильности, который менее подвержен влиянию различного рода крайностей и воздействию со стороны международной олигархии».

Для характеристики малого бизнеса, или говоря иначе предпринимательства, важны условия конкретной страны, выраженные в производственной структуре хозяйства, в уровне экономического развития, социальной структуре общества, сложившегося в соответствии с производственной и в целом экономической основой страны, характером государства, базирующегося на названных принципах, наконец, важна и культурная составляющая определенного общества, характеризующая в то же время его моральные и нравственные устои. «Малый бизнес существует благодаря разномасштабной экономике».

Например, в США малым обычно считаются предприятия с численностью занятых работников менее 500 человек. Однако это не значит, что в США нет предприятий, состоящих из одного - двух человек. Таких предприятий в США миллионы, поскольку антрепренерство, так в Америке называется возможность каждого человека включиться в бизнес в этой стране, не просто поощряет такое включение, а составляет важную часть американского образа жизни. А вот во Франции, Германии и Италии предприятия с численностью 500 человек считаются средними, а малыми являются предприятия до 200 и менее занятых в них работников. Во многих странах Европы малыми считаются предприятия до 10 человек. Например, в Греции средним считается предприятие с численностью 10-50 занятых работников.

Таким образом, хотя количественная (по численности занятых работников) составляющая является весьма важной, качественные характеристики все-таки являются определяющими. Суть же их можно свести к следующим нескольким принципам. Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Последнее, как правило, не отмечается исследованиями малого бизнеса, но зато очень хорошо знакома его практика – быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.