Состав и структура комплексной программы

Состав и структура комплексной программы социально-эконо­мического развития региона представляют перечень и взаимо­расположение разделов, отражающих содержательную и функцио­нальную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Каждое программное задание и программа в целом оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:

-показатели целевой программы;

-показатели эффективности конечных результатов, где оце­ниваются экономические, социальные, научно-технические, экологические и другие эффекты, в полной мере отража­ющие полезность (ожидаемую, полученную) осуществления программы, эффективность обслуживания ею соответствую­щих пользователей. Различают показатели прямого эффекта (результат от реализации программы); перераспределенного эффекта (воздействие программы на сопряженные сферы деятельности; полного эффекта (сумма прямого и перераспределенного эффекта). Показатели эффекта программы могут быть как абсолютными, так и сравнительными (исчис­ляются как прирост по сравнению с началом осуществления программы). Для характеристики конечных результатов могут быть использованы также показатели, отражающие отноше­ние эффекта к затратам;

-специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;

-показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);

-параметры и оценки клиентных групп, характеризующие пользователей программы;

-показатели ресурсных (финансовых, материально-техничес­ких, природных, трудовых, информационных, временных) затрат, необходимых для выполнения заданий программы. Оцениваются прямые затраты (связанные с компенсацией негативных последствий программы) и общие (сумма пря­мых и сопряженных затрат за вычетом доходов, полученных по программе).

Помимо названных выше показателей разрабатываются форму­лировки программных мероприятий и работ, отдельных ее подпро­грамм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.

Процесс отбора территориальных проблем, подлежащих реше­нию на программной основе, является многоэтапным. Выделяются три основные этапа:

• отбор региональных проблем, требующих решения;

• обоснование возможности решения проблем программным методом;

• независимая экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом.

Отбор проблем включает в себя следующие процедуры:

• комплексное изучение принятой концепции и прогнозов функционирования экономики региона;

• анализ складывающейся социально-экономической ситуации (экономический потенциал, внутренние и внешние тенденции развития, динамика товарного рынка, движение основных фондов производства, конъюнктура межрегиональных связей и внешней торговли, уровень удовлетворения произ­водственных, научных, социальных потребностей и др.);

• определение узких мест в хозяйстве региона, порождающих проблемные ситуации (фиксация неудовлетворенности какой-либо потребности, разрыв между желаемым и достигнутым уровнями развития и др.);

• выделение и описание проблем, требующих неотложного решения;

• структурный, качественный анализ выделенных проблем (выявление соподчиненности и взаимосвязей выделенных проблем;

• рассмотрение проблем, подлежащих решению в увязке с совокупностью уже решаемых региональных проблем.

Обоснование возможности решения проблем программным методом выключает:

· разработку рекомендаций об объективной возможности ре­шения проблем программно-целевым методом (выявление наличия у проблем программных признаков — конечность во времени реализации, локализуемость проблемного объекта, неразрешимость проблемы в заданные сроки на основе других методов и форм управления и др.);

· анализ преимуществ и недостатков использования програм­много метода для устранения выявленных проблемных ситу­аций применительно к условиям региона;

· обобщение и систематизация накопленного в регионе опыта применения программного метода;

· оценка возможности использования программного подхода в регионе в условиях рыночных отношений.

Экспертная оценка целесообразности решения проблем про­граммным методом содержит следующие процедуры:

· предварительная ресурсная оценка каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материаль­ных, земельных, трудовых, информационных и временных ресурсах);

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.