Межбюджетные отношения в России на современном этапе

В последние годы сохраняется определенный баланс в распре­делении налоговых доходов между федеральным и территориальны­ми бюджетами (см. табл. 3).

Таблица 3

Распределение налоговых доходов

между федеральным и территориальными бюджетами

до и после распределения трансфертов

1999 г.

2000 т.

2001г.

2002 г. [32]

2003 г.

До

51 : 49

54 : 46

59 : 41

59 : 41

60 : 40

После

46 : 54

49 : 51

51 : 49

49 : 51

50 : 50

С начала 2000-х годов финансовая помощь из федерального бюд­жета в Российской Федерации предоставляется через пять основных фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Феде­рации; Фонд компенсаций; Фонд софинансирования социальных рас­ходов; Фонд регионального развития; Фонд реформирования регио­нальных финансов.

Крупнейшим каналом федеральной финансовой помощи регио­нам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюд­жетной обеспеченности из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР), который был образован еще в 1994 г. Все последние годы (включая и 2004 г.) ФФПР составлял около 14% общего объема налоговых доходов федерального бюджета за исклю­чением доходов от таможенных пошлин (см. табл. 4).

Таблица 4[33]

Показатели Фонда финансовой поддержки субъектов

Российской Федерации в 1994-2004 гг.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Объем, млрд. руб.

(до 1998 г.

- трлн. руб.)

11,9

23,6

39,3

52,9

39,2

33,7

57,4

100,3

147,5

173,8

175,8

Доля в расходах

феде­рального бюджета, %

6,1

8,3

9,0

10,0

7,8

5,9

6,7

8,4

7,6

7,2

6,6

Число регионов,

полу­чавших

средства Фонда

78

75

81

76

76

71

70

72

71

71

Оценки уровня бюджетной обеспеченности региона использует относи­тельный показатель — так называемые валовые налоговые ресурсы, что позволяет учитывать собственные усилия региональных властей по сбору налогов. Удельные валовые налоговые ресурсы регионов представляют собой произведение прогнозиру­емого на данный год среднего уровня доходов субъектов РФ на душу насе­ле­ния на индекс налогового потенциала данного субъекта. Дотации из ФФПР предоставляются тем регионам, расчетная бюджетная обес­печенность которых не превышает уровень, установленный в качес­тве критерия вы­равнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Перечисление дотаций осуществляется ежемесячно исходя из фактических налого­вых поступлений в федеральный бюджет.

Несмотря на все усовершенствования методика оказания финан­совой помощи на цели выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности по-прежнему имеет существенные недостатки. Основной является методика распределения средств ФФПР не утвер­ждена в законо­датель­ном порядке[34]. В самом законе о федеральном бюджете на текущий год фиксируются лишь доли каждого региона в ФФПР, которые, хотя и рассчи­ты­ваются изначально по указанной ме­тодике, могут быть изменены в процессе рассмотрения закона о бюдже­те в парламенте. Это лишает региональные власти возможности про­гнозировать величину своих доходов не только на среднесрочную пер­спективу, но и на ближайший бюджетный период. На 2004 г. объем ФФПР утвержден в сумме 176 млрд. руб., которые направ­ляются и на дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъек­тов Российской Федерации, и на субсидии на закупку и доставку нефти, нефтепро­дуктов, топлива и продоволь­ственных товаров в районы Крайнего Севера и прирав­ненные к ним местности и субвен­ции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области. Начиная с 2005 г. целевая составляющая ФФПР в качестве обо­собленной части средств, передаваемых регионам в виде дотаций, будет ликвидирована[35]. Планируется отменить включение целевых средств, направленных на "северный завоз" и компенсацию энерготарифов, в состав ФФПР. Таким образом, фонд будет охватывать только нецеле­вые дотации. При этом предполагается применение особого порядка перечисления средств ФФПР с учетом сезонной потребности бюджетов в финансировании приоритетных расходов.

Перейти на страницу: 1 2 

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.