Межбюджетные отношения в России на современном этапе
Реализация правительственной Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.[27] подтвердила необходимость[28] продолжения начатой работы по повышению эффективности финансовых взаимоотношений бюджетов разных уровней. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.[29] была направлена на совершенствование системы межбюджетных отношений и реализацию соответствующих разделов стратегии развития страны на среднесрочную перспективу. Задачи Программы включают пять основных направлений: упорядочение бюджетного устройства РФ; четкое разграничение расходных полномочий и сокращение "нефинансируемых мандатов"; четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней; формирование и развитие механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов; повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровнях[30].
В России начал формироваться механизм принятия обязательств, согласно которому только уровень власти, непосредственно устанавливающий размеры и направления предоставления бюджетных услуг, может и должен обеспечивать их имеющимися в распоряжении доходами. Не меньшее значение имеет и закрепление доходов за каждым уровнем бюджетной системы. Ежегодная практика изменения нормативов расщепления налоговых доходов, отмены одних налогов и введения других не только не способствовала четкому распределению налоговых полномочий между бюджетами, но и ограничивала возможности региональных и местных властей планировать свои доходы в условиях крайней неопределенности и нестабильности налоговых поступлений (см. табл. 2).
Таблица 2
Межбюджетные трансферты[31]и региональные
финансы в 2000-2003 гг.
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | |
Доля консолидированных региональных бюджетов в консолидированном 6юджетеРоссийской Федерации, % | ||||
Доходы до трансфертов |
45,2 |
40,1 |
41,8 |
40,5 |
Чистые расходы |
54,1 |
58,9 |
56,8 |
58,2 |
Межбюджетные трансферты ил федерального бюджета | ||||
В % от доходов консолидированных бюджетов |
4,9 |
7,8 |
6,4 |
6,6 |
В % от объема консолидированного бюджета субнациональных органов власти |
9,6 |
16,1 |
12,9 |
13,( |
В % от расходов консолидированного бюджета |
10,6 |
16,1 |
12,6 |
13,2 |
Показатели консолидированных региональных бюджетов, % ВВП | ||||
Доходы до трансфертов |
12,2 |
12,1 |
12,2 |
11,3 |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
1,4 |
2,6 |
2.9 |
3,2 |
Расходы |
14,1 |
14,7 |
15,5 |
14,9 |
Профицит (+) /дефицит (-) |
0,5 |
0,02 |
-0,4 |
-0,35 |