Бюджетный процесс и его стадии
Кассовое исполнение бюджета[18] осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета. В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в соответствии с Указом Президента РФ (от 8 декабря 1992 г. № 1556) в РФ была образована система органов федерального казначейства.
Исполнить бюджет по доходам — это значит мобилизовать контингенты[19] налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством. Остановимся кратко на каждом из названных процессов. Распределение мобилизованных налогов, сборов, других платежей по уровням бюджетной системы, по конкретным бюджетам (например, в пределах субъекта РФ — по бюджетам районов и городов) — это реализация различных форм межбюджетных отношений через механизм бюджетного регулирования.
В случаях, когда при исполнении областного бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита бюджета, установленного при утверждении бюджета, Законодательное Собрание по предложению Правительства области вправе принять решение о введении режима секвестра расходов. Секвестр
- это сокращение ассигнований на так называемые незащищенные статьи расходов в одной и той же пропорции для всех разделов, подразделов, видов расходов и предметных статей, а также на объекты, включенные в Федеральную инвестиционную программу.[20]
Важной составной частью бюджетной работы является экономический анализ результатов исполнения бюджета
. Выводы экономического анализа, проводимого финансовыми органами, ведомствами, другими структурами, используются для: объективной оценки результатов исполнения бюджета; выявления причин отклонений от утвержденных показателей; разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов укрепления доходной базы бюджетов, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому источнику доходов и каждому бюджету; обеспечения своевременного финансирования расходов по целевому назначению в меру выполнения производственных и оперативных планов; укрепления финансовой дисциплины; совершенствования нормативной базы, используемой при формировании доходов и расходов бюджета; выработки предложений по совершенствованию бюджетной процедуры, межбюджетных отношений. Важнейшие требования, предъявляемые к анализу исполнения бюджета: комплексность, документальная обоснованность, конкретность, использование широкого круга взаимоувязанных показателей бюджетной, статистической, ведомственной информации.
Методика экономического анализа определяет этапы анализа и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа можно представить так. 1-й этап - осуществляется проверка, свод, группировка необходимых данных. 2-й этап - собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, сети, штатам, контингентам; определение причин отклонений от уточненных назначений по бюджету; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями. 3-й этап - подведение итогов анализа, основные выводы. Заключительный этап - разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.
Анализ результатов завершает процесс исполнения бюджета.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ