Бюджетный процесс и его стадии

Бюджетное планирование и бюджетный процесс

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распре­делении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномо­ченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства.[10] В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др. Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии: Составление проектов бюджетов; Рассмотрение и утверждение бюджетов; Исполнение бюджетов; Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового конт­роля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, региональных и местных представительных органов).

Следует заметить, что в последние годы экономические реформы, прежде всего структурные, в нашей стране были практически приоста­новлены. В результате расходы федерального бюджета в абсолютном выражении ежегодно зна­чительно увеличиваются. При этом рост расходов федерального бюджета происходит не только из года в год (с 1,194 трлн в 2001 г.[11] до 4,270 трлн руб. в 2006 г.[12]), но и на протяжении года. Так, в Послании Президента России Федеральному Собранию на 2007 год указано, что большая часть расходов федерального бюджета уже в 2006 г. должна быть ориентирована на конечный результат. При этом если на федеральном уровне, как отмечено в Послании, были сделаны определенные шаги в этом направлении, то на региональном «ничего не происходит»[13].

Существенным шагом в развитии бюджетной реформы является введение в Бюджетный кодекс разделения расходов на действующие и принимаемые обязательства при бюджетном планировании. Под действующими расходными обязательствами в законопроекте понимаются расходы, состав и (или) объем которых предусмотрены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финан­совом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде (например, принятые правительством РФ бюджетные проекты или программы). Под принимаемыми расходными обязательствами пони­маются расходы, состав и (или) объем которых обусловлены закона­ми, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде.

Одновременно создается законодательная база для внедрения в систему государственного управления основ финансового менеджмен­та, что позволит органам власти в рамках единых позиций бюджетной классификации в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и специфике.

Составление проектов бюджетов

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов состав­ляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.