Бюджетный процесс и его стадии
Бюджетное планирование и бюджетный процесс
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства.[10] В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др. Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии: Составление проектов бюджетов; Рассмотрение и утверждение бюджетов; Исполнение бюджетов; Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, региональных и местных представительных органов).
Следует заметить, что в последние годы экономические реформы, прежде всего структурные, в нашей стране были практически приостановлены. В результате расходы федерального бюджета в абсолютном выражении ежегодно значительно увеличиваются. При этом рост расходов федерального бюджета происходит не только из года в год (с 1,194 трлн в 2001 г.[11] до 4,270 трлн руб. в 2006 г.[12]), но и на протяжении года. Так, в Послании Президента России Федеральному Собранию на 2007 год указано, что большая часть расходов федерального бюджета уже в 2006 г. должна быть ориентирована на конечный результат. При этом если на федеральном уровне, как отмечено в Послании, были сделаны определенные шаги в этом направлении, то на региональном «ничего не происходит»[13].
Существенным шагом в развитии бюджетной реформы является введение в Бюджетный кодекс разделения расходов на действующие и принимаемые обязательства при бюджетном планировании. Под действующими расходными обязательствами в законопроекте понимаются расходы, состав и (или) объем которых предусмотрены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде (например, принятые правительством РФ бюджетные проекты или программы). Под принимаемыми расходными обязательствами понимаются расходы, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде.
Одновременно создается законодательная база для внедрения в систему государственного управления основ финансового менеджмента, что позволит органам власти в рамках единых позиций бюджетной классификации в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и специфике.
Составление проектов бюджетов
Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.