Дефицит бюджета и источники его покрытия

Представляется также целесообразным использовать в России по­ лучивший международное признание опыт Германии в обеспечении инвестиционной ориентации бюджетной системы за счет соблюдения так называемого «золотого правила». Согласно этому правилу (кстати, оно предусмотрено Конституцией ФРГ), финансирование дефицита за счет кредитов не должно превышать сумму расходов на инвестиции, предусмотренную в бюджете. Это говорит о том, что заемные средства должны не тратиться на непроизводственные нужды, а направляться на инвестиционные цели (создание будущей доходной базы бюджетов), что, как уже отмечалось, снижает и негативные последствия государ­ственных заимствований для будущих поколений.

Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, упорядочении информации об операциях ор­ганов власти разных уровней по его финансированию, получении представления о вероятном воздействии на экономику используемых способов дефицитного финансирования имеет классификация видов дефицитов бюджета по ряду основополагающих признаков. Обобще­ние причин возникновения дефицита бюджета позволяет выделить чрезвычайный, кризисный, антикризисный и межбюджетный дефи­циты.

В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятель­ства (войны, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невоз­можно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные и внебюджетные фонды. Кризисный и антикризисный дефициты бюдже­та обусловливаются кризисом в экономике, денежно-кредитной, финан­совой сфере и мерами по его ликвидации. В связи с этим можно выделить дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значения.

Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное саль­до региональных и местных бюджетов, возникающее в результате не­соответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьше­ния их доходов или увеличения расходов вследствие решений, прини­маемых органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использова­ния различных форм межбюджетных отношений.

В зависимости от экономического содержания и направления воздействия различают активный и пассивный бюджетные дефициты.

Путем нивелирования и управления ими можно стимулировать или дестимулировать социально-экономическое развитие общества или от­дельных территорий.

В мировой практике в условиях стабильного развития экономики уровень пассивного дефицита ограничивается 2-3% к ВВП, 5% —к национальному доходу, 8-10% — к расходной части бюджета. Одна­ко в условиях кризиса в экономике и социальной сфере правительство может пойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюд­жета (путем повышения расходов и снижения налоговых изъятий) в целях стимулирования экономического роста, сокращения безработи­цы, расширения налогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюд­жета принимает активную форму/Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники, значительно возрастут расходы бюджета на обслуживание государственного долга, то актив­ная форма дефицита примет пассивную форму и начнет усугублять финансово-экономический и социальный кризис. Поэтому в целях уп­равления дефицитом и использования его стимулирующего, активно­го потенциала нужно находить приемлемые источники покрытия с уче­том анализа конкретного финансово-экономического положения реги­онов и страны в целом, а также международного фактора (в открытой экономике это имеет существенное значение).

В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уров­нем безработицы различают структурный и циклический дефициты. Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования доходов и расходов го­сударства в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада уровень безра­ботицы начинает превышать базовый. Естественно, что при этом ре­альный дефицит бюджета также будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается как некая иде­альная, оптимальная величина допустимого бюджетного дефицита. Это происходит частично за счет роста выплат пособий по безработи­це, сокращения налоговых поступлений, а в основном — в результате сужения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитом получила на­звание циклического дефицита. Именно экономическое состояние определяет уровни структурного и циклического дефицитов. Сокра­щение уровня циклического дефицита свидетельствует о тенденции выравнивания уровней реального и структурного дефицитов, что рав­носильно экономическому росту.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.