Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей
К антимонопольному управлению объектами собственности следует отнести ограничение
или
пресечение
монопольных
прав
вы
дачи
лицензий,
титулов,
официальных
рекомендаций,
заключений
юридическими и
физическими
лицами,
осуществляемой от имени государственных органов и используемой в целях принесения выгоды указанным лицам.
Говоря об управлении конкуренцией на рынках со стороны государства, следует иметь в виду ограниченные возможности государственных органов и тем более предпринимательских структур влиять, воздействовать на конкуренцию в масштабах локальных, региональных, международных рынков. Конкуренция в условиях свободного рынка есть самовозникающее, самоподдерживающееся и саморегулируемое явление, объективно присущее незакрепощенным рыночным связям и отношениям. В этом смысле приходится говорить не столько о внешнем управлении конкуренцией, сколько о приспособлении к конкуренции.
Если подходить к проблеме конкуренции с этой стороны, то правомернее рассматривать ее как с точки зрения воздействия на процессы конкуренции, именуемого управлением конкуренцией, так и в равной, а то и большей мере с позиций развития возможностей субъектов хозяйственной деятельности участвовать в конкуренции, усиливать свое конкурентное положение на рынках.
При такой постановке в центре внимания должна находиться конкурентоспособность
хозяйствующих
субъектов,
агентов экономической деятельности, а объектом изучения теории и практики управления становится управление
конкурентоспособностью
участников рыночных отношений.
В научной и учебной литературе можно встретить разные определения понятия «конкурентоспособность», хотя по смыслу этого слова ясно, что речь во всех случаях идет о способности участника экономической деятельности конкурировать со своими соперниками на рынках.
Европейский форум по проблемам управления предлагает следующее определение: «Конкурентоспособность
— это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов». В данном определении, касающемся конкурентоспособности компании, подчеркивается решающая роль потребителей в качестве главного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности фирм, товары и услуги которых приобретаются и используются данными потребителями.
Еще одна характерная черта приводимого определения заключается в том, что в нем выделено влияние на конкурентоспособность не только производства и сбыта, но и проектирования товаров. Действительно, уже в процессе проектирования, разработки товаров, при определении их конструкции, формы, состава закладываются качественные параметры, определяющим образом воздействующие на привлекательность товара для потенциального потребителя.
Характерно, что в приводимом определении конкурентоспособность фирмы ассоциируется, отождествляется с привлекательностью производимых ею товаров. Такой подход нельзя признать исчерпывающим, так как фирма может быть конкурентоспособной благодаря исторически сложившемуся имиджу, рекламе, которые не всегда адекватно соответствуют реальной привлекательности товаров фирмы для потребителей.