Политика занятости и регулирования рынка труда.
Государственная политика занятости неразрывно связана с регулированием рынка труда.
Задачи регулирования рынка труда находят определённое отражение в среднесрочной программе Правительства РФ на 1997-2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост", "Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов", "Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы", "Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-2000 годы" и других документах.
Стабилизация на рынке труда требует изменения подхода к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики, наравне с финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого, в первую очередь, необходимо введение целевых показателей уровня занятости (безработицы) и числа создаваемых рабочих мест в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и программы действия Правительства РФ наравне с присутствующими в настоящие время в указанных документах показателями уровней инфляции, производства ВВП и другими, которые рассматриваются как приоритетные. Казалось бы, и сейчас в большинстве официальных программ и прогнозов в том или ином виде формально (часто на уровне приложений) присутствуют показатели занятости. Но речь идёт о другом: при утверждении общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других первоочередных государственных экономических документов Президент Российской Федерации, Федеральное собрание и другие высшие государственные инстанции должны рассматривать, исходя из нескольких "ключевых показателей", в число которых должна входить, наряду с показателями динамики ВВП и инфляции, динамика уровня безработицы.
Итак, вопрос номер один регулирования рынка труда в России - придание этой проблеме статуса одной из общенациональных политических задач.
Вопрос номер два - формирование общегосударственной системы регулирования рынка труда, главными субъектами которой были бы в целом Правительство Российской Федерации, Министерство экономики, Министерство финансов, Госкомимущество, Банк России и другие высшие хозяйственные структуры; освобождение Министерства труда и социального развития от обязанностей поддержания и создания рабочих мест и других непрофильных функций с концентрацией усилий данного ведомства в части регулирования сферы труда на работе с зарегистрированными незанятыми и безработными, вопросах соблюдения законодательства о труде и занятости, проблемах трудовых отношений, оплаты, условий и охраны труда.
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
1. Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.
2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях.