Политика занятости и регулирования рынка труда.
Современный рынок труда - это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.
В "Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-2000 год" предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Первый этап реализации программы в 1996-1997 годах был сориентирован на создание организационно - правовых условий для проведения политики создания и сохранения рабочих мест.
Второй этап (1998-2000 годы) - на конкретные мероприятия, связанные с разработкой отраслевых программ создания рабочих мест.
В результате проведённых расчётов получена предварительная оценка общей потребности в рабочих местах на 1997-2000 годы.
Потребность в рабочих местах по отраслям народного хозяйства составляла, по оценке, 66,4 миллиона в 1996 году и увеличится к 2000году до 67,0 миллионов. Основными факторами роста занятости будет возрастающая потребность в занятом населении в отраслях инфраструктуры и сферы услуг. В региональном разрезе положительная динамика показателя потребности в рабочих местах характерна для всех экономических районов (в особенности Северо-Кавказского и Уральского, где данное обстоятельство обусловлено относительно высоким демографическим приростом трудоспособного населения), кроме Дальневосточного. Одним из интереснейших теоретических и практических вопросов является разработка нового инструмента реализации программ - так называемой Генеральной схемы создания рабочих мест.
В состав разработчиков Генеральной схемы должны входить соответствующие федеральные органы исполнительной власти (Министерство труда, Министерство экономики, Госкомстат, Министерство образования, ГКРП России и другие заинтересованные министерства и ведомства) и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Генеральная схема создания рабочих мест разработана как на федеральном, так и на региональных уровнях.
В понятийном аппарате Генеральной схемы используется понятие физического и экономического рабочего места.
Под физическим рабочим местом (ФРМ) понимается, как правило, определённая зона, предназначенная для производства работ или услуг и оснащённая в этих целях соответствующим набором орудий труда.
Однако, для нормального функционирования рабочего места недостаточно иметь только ФРМ, необходимо также наличие ряда экономических условий - в первую очередь, обладание оборотными средствами, которые способствуют обеспечению ФРМ предметами труда, энергией, информацией, зарплатой и т.д. Кроме того, воспроизводство ФРМ возможно только при наличии платёжеспособного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи ФРМ.
Наличие этих важнейших условий и обеспечивают существование экономического рабочего места, возможность продуктивной(общественно полезной и оплачиваемой) занятости населения. Именно экономическое рабочее место (ЭРМ) является категорией, которой главным образом оперирует политика занятости, а потребность экономики в рабочей силе определяется числом экономических рабочих мест. Население тоже предъявляет спрос на экономические рабочие места, то есть на рабочие места, которые обеспечивают гражданину необходимый уровень дохода.
ЭРМ - это занятость работника на ФРМ, которая обеспечивает ему уровень дохода (зарплаты) не ниже соответствующего (данному региону) прожиточного минимума при соблюдении установленных законодательством норм продолжительности рабочего дня (рабочей недели).
Таким образом, в рамках Генеральной схемы создания рабочих мест рассматриваются прежде всего экономические рабочие места.
В контексте всего вышеизложенного предлагается такая трактовка Генеральной схемы: Генеральная схема создания рабочих мест - (матрица) количественных и качественных показателей (индикаторов), характеризующих общие потребности населения в рабочих местах в определённый период времени, структуру имеющихся рабочих мест в народном хозяйстве, а так же необходимое количество дополнительных рабочих мест для удовлетворения потребности населения в продуктивной занятости. Генеральная схема является инструментом государственной политики занятости и призвана обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных, так и в качественных аспектах.