Динамика и оценка эффективности государственных расходов в современной России
Как известно расходы в социальной и политической жизни любой страны и на любом уровне зависят от доходов в соответствующих уровнях и областях жизни, соответственно чем богаче страна, тем больше расходов себе она может позволить для решения разных целей, от глобальных политических до мелких социальных нужд, известно что доходы зависят от уровня заработка, например Китай на данный момент чтобы увеличить свои доходы, развивает огромными темпами свою промышленность, а также успешно реализует поиски рынков по сбыту своих произведенных товаров, что можно сказать о Европейских странах, Японии, Америки, и о других успешно развивающихся странах. После распада СССР наша страна потеряла огромные рынки сбыта своих товаров как в дальнем, так и ближнем зарубежье что неприменуло сказаться на ВВП страны в целом, на доходах страны и соответственно в дальнейшем на ее расходы, которые естественно зависят от доходов. Мы все ощутили снижение расходов страны на социальные нужды, на укрепление безопасности страны, что сказалось на уменьшение сдерживания преступности как на граница страны, так и внутри нее и т. д., снижение расходов на науку и научные разработки, и другие отрасли. С приходом к власти Путинской администрации, стал заметен более профессиональный и рациональный подход к управлению государством и экономикой. В последние годы стал заметен рост благосостояния страны и более эффективное расходование бюджетных средств, а также контроль за ними. Проанализируем основные звенья централизованных финансов на современном этапе развития. Рассмотрим основные статьи расходов и доходов федерального бюджета и основную их динамику развития за последние годы. Доходы и расходы федерального бюджета за последние годы постоянно увеличиваются, при этом федеральный бюджет 2004 г., 2005 г. (Приложение 4), 2006 г., приняты с профицитом [13]. Прирост профицита за три года составил 692, млрд.руб. Общие расходы консолидированного бюджета на 2006 год прогнозировались в сумме 6 852,2 млрд. рублей при доходах в 7 697,7 млрд. рублей [5]. Это связано с тем, что в течение последний трех лет в экономике страны имела место положительная динамика (Рисунок 1). Сохранился рост ВВП (в 2004 году он был запланирован в сумме 15300 млрд. руб. [3], в 2005 г. в сумме 18720 млрд. руб. [4], объем ВВП на 2006 год в объеме 24380 млрд. рублей [5]), промышленного производства, инвестиций, розничных продаж. На положительную динамику основных экономических показателей значительное влияние оказали благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть (цена на нефть марки Urals в 2006 г. прогнозируется в размере 40 долларов за баррель) и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности [21].
Рисунок 1: Динамика расходов Федерального бюджета на 2004-2006 г.
Структура расходов федерального бюджета периода 2004 – 2006 г. включающая в себя процентные отношения представлена в Приложении 1 . Структура расходов федерального бюджета на 2005 – 2006 г.г. представлена в виде диаграммы (Приложение 2). Сравнительный анализ расходов федерального бюджета на обеспечение деятельности природоресурсного комплекса в 2005-2006 годах представлен в Приложении 3.
Таблица 1
Краткая структура расходов федерального бюджета
периода 2004 – 2006 г.
Наименование статей |
2004г |
2005г |
2006г |
Государственное и местное самоуправление |
70,3 |
94,5 |
120,3 |
Судебная власть |
1,06 |
2,1 |
3,6 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва |
35,9 |
50,5 |
57,5 |
Фундаментальные исследования |
1,9 |
2,1 |
2,5 |
Промышленность, энергетика и строительство |
195,4 |
223 |
274,2 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
43,9 |
38,4 |
41,5 |
Охрана окружающей среды |
5,2 |
7,8 |
8,7 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
49,8 |
30,9 |
36,5 |
ЖКХ |
193,7 |
217,3 |
255,5 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
4 |
4,7 |
20 |
Образование |
225 |
326,3 |
383,5 |
Культура, искусство и кинематография |
26,4 |
38,5 |
47 |
Средства массовой информации |
6,4 |
8,8 |
10,2 |
Здравоохранение и физ. культура |
163,5 |
225,6 |
264,2 |
Социальная политика |
114,5 |
145,9 |
185,9 |
Обслуживание гос. долга |
18,7 |
16,9 |
21,5 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
2,7 |
0,8 |
0,9 |
Прочие расходы |
50,3 |
53 |
77,6 |
Дорожное хозяйство |
45,9 |
70,9 | |
Расходы целевых бюджетных фондов |
136,3 |
162,8 |
156,4 |