Является ли Россия страной с экстремально высоким уровнем внешней задолженности?

Во втором случае рассматривался вариант осуществления всех приходящихся на 2003 г. долговых платежей исключительно за счет бюджетных доходов – без привлечения каких бы то ни было внутренних или внешних ресурсов для полного или частичного рефинансирования основной части долга. Соответствующие величины долговой нагрузки были рассчитаны по отношению к ВВП, экспорту, сальдо платежного баланса, доходам и расходам бюджетов центрального и расширенного правительств. Их прогнозные значения в 2003 г. рассчитывались по двум вариантам: оптимистическому (о) – в соответствии со среднесрочным прогнозом российского правительства на 2001 – 2004 гг. и получившему наименование «Россия 2003 (о)» и пессимистическому (п) – с более низкими значениями по сравнению с правительственными параметрами и получившему наименование «Россия 2003 (п)». Полученные значения сопоставлялись с фактическими значениями чистых годовых платежей по внешнему долгу 130 стран мира в течение 1981 – 1999 гг. (см. табл. 3)

Эти данные показывают, что даже в случае наиболее неблагоприятного варианта развития событий в 2001 г. Россия по величине чистых долговых платежей оказывается на 102 месте в списке наблюдений, равном 2021. Развитие событий по более благоприятному сценарию приводит к перемещению России на 122 место. Хотя по значениям 2003 г. относительное бремя российских долговых платежей оказывается более высоким, чем по значениям 1999 г., 2000 г. или среднегодовым показателям пятилетия 1995 – 1999 гг., оно все же не является рекордным. По сравнению, очевидно, максимально возможной величиной российских чистых долговых платежей в 2003 г. в 5,2% ВВП в некоторых странах этот показатель превышал 10% и даже 15% ВВП (например, Ямайка в 1986 г.). Удельный вес расходов центрального правительства, направляемых на обслуживание и погашение внешнего долга, в 32,5% нельзя назвать незначительным. Однако есть страны, которые в отдельные годы направляли на эти цели более половины, две трети и даже три четверти расходов своих центральных правительств.

Таким образом, относительно параметров платежного баланса, объема ВВП, размеров фискальных показателей российские долговые платежи (не только фактически проведенные в последние годы, но и ожидаемые к осуществлению в ближайшем будущем, включая и 2003 г.) не уникальны. Международные сопоставления убедительно показывают, что в настоящее время Россия не является страной с экстремально высокой долговой нагрузкой.

Место России в списках стран, ранжированных по показателям бремени обслуживания государственного долга, и параметры регрессионных уравнений зависимости темпов экономического роста от платежей по внешнему долгу (годовые значения за период 1981 – 1991 гг.,2021 наблюдение)

Таблица 3

Чистые платежи по обслуживанию внешнего долга

В % к ВВП

В % к монетизированной части ВВП

В % к экспорту товаров и услуг

За вычетом сальдо текущих операций в % к ВВП

В % к доходам бюджета центрального правительства

В % к расходам бюджета центрального правительства

В % к доходам бюджета расширенного правительства

В % к расходам бюджета расширенного правительства

2000 г.

187

31

301

1642

110

42

342

246

2003 г. (оптимистический)

122

43

81

1130

49

32

233

195

2003 г. (пессимистический)

102

24

53

953

42

27

214

177

Статистические параметры регрессионных уравнений

a

0,063

0,000

0,010

0,004

0,013

0,014

0,017

0,011

(t – статистика)

(2,21)

(0,13)

(1,84)

(0,85)

(2,67)

(1,88)

(2,71)

(1,47)

b

3,080

3,020

3,090

3,050

3,090

3,060

3,100

3,064

(t – статистика)

(24,92)

(21,57)

(24,6)

(24,54)

(25,07)

(24,95)

(24,96)

(24,79)

R2

0,002

0,000

0,002

0,000

0,004

0,002

0,004

0,001

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.