Возможно ли обслуживание и погашение государственного внешнего долга в предстоящие годы в полном объеме?
Итак, перед нами встает вопрос: «Возможно ли обслуживание и погашение государственного внешнего долга в предстоящие годы в полном объеме? Если да, то каковы макроэкономические последствия такой политики? Какими могут быть стратегии решения «проблемы 2003 г.» (она была порождена «пиками» платежей в 2003,2005,2008 гг.) и последующих лет?
Проходящая дискуссия по вопросам управления внешним долгом выявила несколько вариантов ответов на эти вопросы. Продолжением и в дальнейшем осуществляемой с апреля 2001 г. политики обслуживания и погашения государственного внешнего долга в полном объеме получило ограниченную поддержку со стороны экспертов. Более распространенной в российском обществе является иная позиция, суть которой в несколько упрощенной форме может быть сведена к следующей системе утверждений.
Первое. Нынешние размеры государственного внешнего долга, а также размеры будущих платежей по нему находятся на экстремально высоком уровне. Поэтому осуществление их в полном объеме в течение ряда предстоящих лет и, в частности, в 2003 г. невозможно.
Второе. Осуществление платежей по внешнему долгу в полном объеме в течение ряда лет и даже в 2003 г. в принципе возможно. Однако это произошло бы за счет изъятия огромного объема финансовых ресурсов из национальной экономики, неизбежно привело бы к прекращению ее роста и возобновлению спада, неприемлемому сокращению непроцентных расходов государственного бюджета, обострению кризиса в социальной сфере. Это было бы движением по так называемому «румынскому» варианту сокращения долгового бремени с соответствующими социально-политическими последствиями.
Третье. Следует воспользоваться стратегией сокращения внешнего долга, отличающейся от ныне осуществляемой. Для этого необходимо договориться с кредиторами (вариант - принять одностороннее решение) о списании (вариант- о частичном списании) или реструктуризации(изменении сроков платежей). При проведении реструктуризации часть номинальной стоимости долга может быть списана.
Четвертое. Поскольку в бюджете, очевидно, не будет необходимых финансовых ресурсов для осуществления платежей в полном объеме («долговая нагрузка представляет собой проблему не столько платежного баланса, сколько бюджета»), не стоит ограничивать источники средств платежа исключительно бюджетными доходами. Внешний долг можно и нужно погашать в том числе и за счет привлечения новых займов, осуществления товарных поставок, обмена российского долга на акции российских компаний, а также на обязательства перед Россией третьих стран.