Эмпирическое доказательство существования больших циклов.
Улучшение условий и рост производства за тоже время наблюдается также и в угольной промышленности. Это обусловлено развитием металлургии, но главным образом одним из самых значительных событий эпохи – изобретением паровой машины и применением ее.
Применение паровых машин явилось весьма сильным толчком к развитию всей экономической жизни, в частности угольной промышленности, металлургии, текстильной индустрии, транспорта и т.д.
Началу повышательной волны второго большого цикла равным образом предшествует ряд крупнейших технических изобретений. Среди них можно указать значительное усовершенствование паровоза (1824), изобретение турбины (1824-1827), изобретение электрической лодки, электромагнитного телеграфа (1832) и др.
Первая железная дорога в Англии была открыта к движению в 1825году. Но период с 1827 по 1847год в отношении железнодорожного дела в Англии известен лишь как период экспериментов. Еще в 1842 году протяжение железных дорог Англии было всего 1857миль, а в 1848 году уже 5.127 миль.
Равным образом и во Франции, и в США конец 30-ых годов и 40-ые годы 19 века характеризуются усиленным ростом железнодорожного строительства.
Длина железнодорожной сети.
Годы |
Франция(км) |
США(мили) |
1830 |
23 |
23 |
1840 |
497 |
2818 |
1850 |
3088 |
9021 |
Повышательной волне, третьего большого цикла равным образом предшествовало крупнейшее изменение в условиях хозяйственной жизни, и, прежде всего в области техники.
Успехи техники 70-90-х годов прошлого века нашли широкое применение в промышленной практике.
Также начало повышательной волны большого цикла совпадает с тремя крупными изменениями в условиях развития хозяйственной жизни.
Сюда относится: 1) увеличение добычи золота с середины 80-х и особенно 90-х годов; 2)установление золотого денежного обращения в целом ряде стран; 3) широкое вовлечение в мировые экономические отношения.