Будущее антитрестовского законодательства
Конкуренция- сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.
В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:
устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.
свёртывание товарно-денежных отношений
ликвидация конкуренции
искусственная концентрация и узкая специализация производства
преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.
Методы конкуренции.
Принято разделять конкуренцию на:
-ценовую (конкуренцию на основе цены);
-неценовую (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн и сервис).
К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой. Степень важности некоторых из них в коммерческом успехе фирмы представлена в моей таблице.
(Маркетинговые методы управления фирмой).
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
-промышленный (экономический) шпионаж;
-переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
-выпуск поддельных товаров.
- махинации с деловой отчетностью;
- сокрытие дефектов и т.д.
Статистические данные.
В каждом деле существует своя цепочка ценностей, такая же цепочка есть и в сфере предпринимательской деятельности.
Все виды деятельности, входящие в цепочку ценности, вносят свой вклад в потребительскую стоимость. Их можно условно разделить на две категории: основная деятельность и вспомогательная деятельность.
(Цепочка ценности).
Исходя из следующей таблицы (ста крупнейших компаний мира) я сделал вывод, что, примерно, 80% крупнейших фирм находятся на территории США и Японии. А так же я пришёл к выводу, что большинство этих компаний ведут свою деятельность в условиях олигополии.
Причём стоит заметить, что не одна российская компания не входит в этот список, и это говорит о том, что наша страна не может в данный момент создать условия для существования больших, отечественных компаний и это весьма печально.
(Место стран по конкурентоспособности).
Обозначения: I-транспортные средства, II-химикаты, III-неэлектронная продукция машиностроения, IV-средства информатики, V-комплектующие к электронной технике, VI-минеральное сырьё, VII-базовая продукция обрабатывающей промышленности, VIII-прочая продукция обрабатывающей промышленности, IX-непереработанные товары продовольственного назначения, X-продукция пищевой промышленности, XI-продукция лесного комплекса, XII-одежда, XIII-текстиль, XIV-изделия из кожи.
Довольно любопытную картину даёт распределение мест по уровню конкурентоспособности, занимаемых разными странами в отдельных отраслях. Как это ни странно, но США ни в одной из крупнейших отраслей производства ни первого, ни второго, ни третьего конкурентного места. Наибольшее кол-во первых и вторых позиций по конкурентоспособности производств мы видим у Германии, Италии, Франции, Швеции.
Да и позиции России не выглядят в приведённой таблице ужасными. Поэтому было бы никуда не годным решением добровольно списывать свою страну из претендентов на высокие конкурентные позиции в мире. Но для этого требуется изменить акценты в экономической и инновационной политике.
Антитрестовская политика.
В настоящее время практически во всех странах мира действуют антитрестовские законодательства, направленные на сдерживание монополии. Эти законодательства запрещают слияние крупных олигополистических компаний, установление монопольно высоких и монопольно низких цен, а так же вводят запреты на монопольную деятельность государства и т.д.
Выполнение данного законодательства контролирует Государственный комитет по антимонопольной политике.