Подходы к экономической оценке природных ресурсов
Отметим, что Киотский протокол подписала 84 страны, в том числе и Россия.
По оценкам Центра подготовки и реализации проектов технического содействия (ЦПРП), суммарный выброс парниковых газов в России (по всем контролируемым Киотским протоколам газам: двуокиси углерода, метана, закиси азота, гидрофторуглеродам, перфтор-углеродам и гексафториду серы) в базовом 1990 г. составил 3064 млн т (с учетом лесохозяйственной деятельности).
В настоящее время доля России в общем возможном выбросе по соглашению стран составляет: 17,4%, доля США — 36%, Японии — 9%, Германии — 7% и Великобритании — 4%. Предполагается, что основные трудности с распределением квот коснутся Японии, где указанные выбросы превышают норму на 10%. Таким образом, по мнению экспертов, в случае вступления в силу Киотского протокола эта страна может стать основным покупателем российских квот. Кроме Японии в числе потенциальных покупателей российских прав на загрязнение воздуха могут оказаться Канада и некоторые страны ЕС.
Значительный опыт по изучению и использованию природоохранных функций лесопромышленного подкомплекса АПК по смягчению антропогенных климатических изменений накоплен, в частности, в Саратовской области. В данном регионе выполнены обоснования и ведутся практические работы по созданию новых углеродоемких лесов, а также по развитию принципов товарного углеродного кредита, который представляет собой количество двуокиси углерода, депонированного в среднем за год на определенной территории.
В Экологической доктрине Российской Федерации (2002) в качестве одного из главных экономических и финансовых механизмов по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды предусмотрено включение в экономические показатели полной и все возрастающей ценности природных объектов и экологических услуг и их учет при принятии решений.
ВЫВОД
Экономическая оценка природных ресурсов (объектов) определяет в стоимостном выражении их ценности в фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную и иную деятельность.
Экономическая оценка природных ресурсов является составной частью экономических активов страны. Не относятся к экономическим активам те природные ресурсы, которые не могут быть собственностью, в том числе государственной, например, океаны. Не относятся к экономическим активам отдельные, недоступные природные ресурсы, которые по этим причинам не включены и в ближайшее время не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот.
Экономическая оценка природных ресурсов достигает целей:
*эффективного управления природными ресурсами;
*учета стоимости природных ресурсов в составе экономических активов страны;
*обоснования стратегий, долгосрочных и среднесрочных планов социально экономического развития Российской Федерации и ее субъектов;
* включения показателей экономической оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений в обществе;
* решения всего комплекса вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.
Конечно методы экономической оценки природных ресурсов надо совершенствовать и эффективнее применять, поскольку это в дальнейшем приведет к более