Методические основы оценки природных ресурсов
Методология оценки национального богатства, в особенности относительно его «материальной» части, может базироваться на измерении стоимости любых элементов богатства с позиций их полезности. Относительно оценки «природной составляющей» национального богатства вопрос до последнего времени остается остро дискуссионным. Значительную активность в этом направлении проявляют представители научной школы, которая базируется на принципах рентообразующих факторов. Производственные основные фонды могут быть оценены по их совокупной капитализированной отдаче, рассматривая их как производственный потенциал.
Осознание необходимости экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов и одновременно с этим практические работы по этой проблеме начались во многих странах мира несколько десятилетий назад. Отставание нашей страны в решении этих проблем очевидно, так как только с развитием рыночных отношений возникла реальная необходимость стоимостной оценки природно-ресурсного потенциала. Указанная проблема тем более очевидна, что поддержание современного экономического уровня страны в значительной мере зависит от степени рациональности использования, вовлечения в хозяйственный оборот, в том числе и от сдачи в аренду природных ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов представляет собой определение их ценности в денежном выражении в фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную или иную деятельность. Экономическая оценка природных ресурсов применяется для:
§ определения стоимости природных ресурсов;
§ выбора оптимальных параметров их эксплуатации
(использования);
§ определения экономической эффективности инвестиций в
природно-ресурсный комплекс;
§ определения убытков от нерационального и не комплексного
использования природных ресурсов;
§ отражения оценки доли природных ресурсов в структуре
национального богатства;
§ установления платежей и акцизов за пользование природными ресурсами;
§ определения залоговой стоимости природных объектов и
ресурсов;
§ прогнозирования и планирования использования природных
ресурсов;
§ определения величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением целевого назначения природных ресурсов;
§ решения других задач, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.
С учетом анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта можно отметить, что государственная политика в области оценки природных ресурсов, прежде всего, должна быть
направлена на:
1) экономическую реализацию полномочий государства как
собственника природных ресурсов;
2) обеспечение совершенствования методов оценки эффективности инвестиционных программ и проектов в сфере природопользования, особенно в условиях дальнейшего развития процесса приватизации;
3) формирование рынка экологических товаров, работ и услуг, в том числе — риэлтерских услуг по экономической оценке природных ресурсов;
4) создание рынка экологического страхования и экологического аудита в сфере природопользования;
5) создание механизма предоставления лицензий на природопользование на платной и конкурсной основе.
Система стоимостных оценок природных ресурсов призвана решить целый комплекс важных народнохозяйственных задач: создать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны; разработать принципы инвестирования природоэксплуатирующих отраслей; внедрить методы управления запасами природных ресурсов и решить проблемы ресурсосбережения; обеспечить сбалансированное развитие территорий; разработать единую систему платежей за пользование природными ресурсами, разработать методологию оценки объектов недвижимости и др.
Ряд задач возможно решить, используя конкретные стоимостные оценки как отдельных видов ресурсов, так и их совокупности (для целей комплексного использования), в том числе:
§ разработка системы показателей национального богатства с учетом природных ресурсов на основе их рыночной стоимости (позволит сопоставить объемы ресурсов, качество, их ценовую структуру, определить приоритеты рентабельности использования ресурсов на всех уровнях управления);
§ усовершенствование системы показателей контроля экономической безопасности страны и регионов (т. е. наряду с показателями физических объемов и соотношений между структурными составляющими минерально-сырьевой базы или прироста запасов и объемов их добычи и погашения, рассматривать стоимостные показатели, позволяющие оперировать новыми критериями и категориями: инвестиционная активность, защита от рисков и природно-ресурсное страхование, эффективность деятельности природоэксплуатирующих предприятий, в том числе — средоохранной и внешнеторговой; соотношения между собственниками природных ресурсов, например, государством и другими собственниками);