Эффективность на микро- и макроуровне

Подходы к измерению эффективности на микро- и макроэко­номическом уровне различаются.

Фирма считает только те затраты, которые она понесла при Производстве блага, а покупатель обычно соотносит покупаемое им благо с рыночной стоимостью тех благ, от которых ему прихо­дится отказываться, чтобы получить желаемое благо. Однако при этом оба не учитывают те затраты, которые несет все общество, но которые не всегда входят в затраты фирмы на производство блага и соответственно в его рыночную стоимость. Если, например, го­сударство предоставляет производителю из своего бюджета долю на изготовление дешевых товаров для детей и стариков, оно занижает для производителя величину его затрат (издержек производства), а для потребителя — величину альтернативной стоимости. В результате для них производство и потребление указанных благ будет эффективнее, чем при отсутствии субсидии.

Однако в этом случае все общество несет затраты в виде субси­дии, предоставляемой из государственного бюджета, который фи­нансируется за счет налогов, обираемых со всего общества.Таким образом, если принять во внимание эти затраты, то эффек­тивность на макроэкономическом уровне (так называемая народнохозяйственная эффективность) будет ниже, чем на микроэкономическом уровне (фирменная эффективность).

Более того, на микроэкономическом уровне при расчете эф­фективности не всегда учитываются и другие затраты. Так, в издержки производства фирма обычно не включает стоимость тех принадлежащих ей ресурсов (например, земельного участка, тентов на собственные изобретения), за использование которых она никому не платит (см. 10.1).

Разделение труда, специализация и обмен

Свой знаменитый труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) Адам Смит начинает со слов: «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значи­тельная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда»[6]. Далее в примере с производством булавок Смит показывает, что один работник производит не более 20 була­вок в день, если изготавливает их сам от начала до конца, тогда как десять работников булавочной мануфактуры, разделив между собой отдельные операции по изготовлению булавок, производят их свыше 48 000 в день, т.е. более 4800 булавок в расчете на работника.

Понятия разделения труда и специализации

Разделение производства продукции между различными работ­никами, предприятиями и их подразделениями, отраслями, регио­нами страны, а также между странами называется разделением труда. Соответственно различают профессиональное, межфир­менное и внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. Различают также разделение труда подетальное и поузловое, т.е. изготовление не готового до конца продукта, а его элементов.

В ходе разделения труда работники, предприятия и их подраз­деления, отрасли, регионы, страны ориентируются на производст­во ограниченного круга продуктов. Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией.

Специализация дает производителю немало преимуществ. Во-первых, специализируясь на производстве того или иного продук­та, производитель имеет возможность наиболее эффективно ис­пользовать доступные ему или имеющиеся у него экономические ресурсы. Так, специализация России в мировой торговле на экс­порте сырья, топлива и энергии, материалов и полуфабрикатов во многом объясняется тем, что позволяет использовать имеющиеся в нашей стране огромные минеральные ресурсы. Во-вторых, спе­циализация на производстве ограниченного набора продуктов дает возможность производителю эффективно использовать свое умение их производить (как в примере с булавками).

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.