Рыночный механизм ценообразования
Такова сущность доктрины спроса и предложения.
Рыночная экономика обязательно предполагает наличие конкуренции. Понятие «конкуренция» означает соперничество, борьбу за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. В рыночной системе эта борьба разворачивается за потребителя, то есть за более полное удовлетворение его потребностей, что и обеспечивает реализацию произведенного товара.
Конкуренция предполагает наличие таких условий, при которых постоянно существует угроза того, что при недопроизводстве, а так же выпуске некачественной или дорогой продукции кто-то другой, проникнув в эту нишу, перехватит потребителя, а следовательно, возможность продажи товара, доход. В условиях конкуренции остановиться - значит проиграть. Именно она навязывает производителям в качестве принудительной силы экономические законы - трудиться эффективно и качественно, осуществлять научно-технический прогресс. У хозяйствующих субъектов здесь нет выбора искать или не искать варианты более эффективной деятельности. Во втором случае неминуемо разорение, а поэтому на него никто не рискнет. Именно конкуренция в условиях рыночной системы движет прогресс: она - главный его рычаг.
В ходе конкуренции выявляется общественная необходимость в данном виде продукта и дается его оценка, устанавливается единый уровень цен.
Возможности конкуренции резко расширяются с развитием мирового рынка: он подводит принципиально иную основу под соотношение монополии и конкуренции. Возьмем, к примеру, фирму "Фиат", которая держит в своих руках все производство автомобилей в Италии. Монополист ли эта фирма? Нет, ибо экономика Италии - открытая экономика, составная часть мирового рынка, на котором есть и американские, и японские, и немецкие, и французские, и шведские автомобили. "Фиату" поэтому приходится как внутри страны, так и за ее пределами конкурировать со всеми производящими автомобили фирмами.
Расширение сферы конкурентной борьбы по мере втягивания стран в мирохозяйственные связи становится мощным рычагом до снижения этими странами мировых стандартов эффективности и качества.
Борьба за потребителя - это борьба за долю на рынке, а она зависит от дешевизны и качества товара. Именно это превращает потребителя в мерило и арбитра хозяйственной деятельности. Конкуренция ограничивает возможности каждого хозяйствующего субъекта воздействовать на положение дел на рынке, навязывать свою волю потребителям. В ходе конкурентной борьбы происходит векторное сложение разных сил, образуется равнодействующая, полностью не совпадающая ни с одной из этих сил. В Законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" правильно сказано: "конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю".
Из-за отсутствия конкуренции в нашем хозяйстве в нем правит бал не потребитель, а производитель, не покупатель, а продавец. Приходится брать то, что дают. И еще благодарить за то, что хоть что-то дали. Это обрекает производство на застой и отставание. Иного здесь не дано.
Конкуренция, таким образом,- это не только обязательный признак рыночной системы, но и главный ее рычаг. Важнейшая задача перехода к рыночной экономике состоит поэтому в создании конкурентной среды, что невозможно сделать без обеспечения свободы хозяйственной деятельности и потребления. Только в этом случае "рынок продавцов" превратится в "рынок покупателей", а трон займет тот, кто и должен царствовать,- потребитель.
Необходимо изгнать из сознания людей столь крепко укоренившуюся психологию превосходства производителей над потребителями. Такая психология сформировалась и у тех, и у других. Потребитель свыкся со своим униженным положением и мирится с ним, считает его нормой. При переходе к рыночной системе важно, чтобы потребитель понял: не кто-то другой, а он - король.