Россия и ВТО
2.1
Цели и задачи участия России в ВТО.
В настоящее время практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО, и Россия, в этом смысле, не является исключением. Конкретными целями
присоединения для России можно считать следующие:
· получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
· доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
· создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
· расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
· создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
· участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
· улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача
ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. По мнению министра экономического развития и торговли Германа Грефа, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.[7]
2.2. Сроки вступления России в ВТО
. Процедура вступления в ВТО занимает в среднем 5-7 лет (из справки, представленной Министерством торговли). Рекордно короткий срок присоединения у Киргизии, которая присоединялась менее трех лет, и Грузии - четыре года. Более десяти лет присоединялись Тайвань и Армения. Абсолютным рекордом длительности присоединения установил Китай (15 лет).
Россия этим занимается уже 13-й год. Она обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1993 году. В соответствии с процедурами была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы (преобразованной после учреждения ВТО в РГ по присоединению Российской Федерации к ВТО) состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия России в ВТО. Круг ведения российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом:
"Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении".[8]
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО
начался в 1995 году. В начале его основное содержание составляло детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После представления в 1998 г. первоначальных предложений по тарифным уступкам в области товаров и предложений по уровню поддержки сельского хозяйства, а в 1999 г. - первой редакции перечня специфических обязательств по услугам и списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) начались переговоры на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ об условиях членства России в этой влиятельной международной экономической организации. [6]
В настоящее время
в состав Рабочей группы по присоединению России к ВТО входит 67 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено 53 страны, по доступу на рынок услуг - 29. Переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве как на многостороннем (по системным вопросам - формальные и неформальные заседания Рабочей группы, по сельскому хозяйству - плюрилатеральные консультации с участием заинтересованных стран-членов Рабочей группы), так на двустороннем уровне (по доступу на рынок товаров и услуг, а также по отдельным элементам системного характера). Проект, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и совместимости его с нормами ВТО. За эти годы российской делегацией было представлено в Секретариат ВТО около 200 аналитических документов, более 1000 законодательных и нормативных актов на английском языке. По процедурам присоединения создаются специальные рабочие группы, где рассматриваются заявления соискателей. По процедурам, утвержденным в ВТО, Россия обязана провести необходимые переговоры-консультации с каждым заинтересованным членом рабочей группы (в эту рабочую группу входят все основные партнеры Российской Федерации, т.е. шестьдесят семь стран).[9] Это одна из причин, сдерживающих процесс присоединения. Есть еще два аспекта, тормозящие присоединение к ВТО: объективный и субъективный. Объективно основой переговоров является сложившиеся торгово-экономические отношения с той или страной. Например, говорить с ведущими игроками ВТО, так называемой группой "квадро" (США, ЕС, Канада и Япония) достаточно тяжело, ввиду сложившихся связей, которые требуют, несмотря на взаимный интерес, решения всего комплекса существующих проблем. С другой стороны, существует субъективный настрой делегации той страны, с которой ведет наша страна переговоры.