Бюджет фонда на 2001-2002 года
Из таблицы видно, что объем денежных средств доходной части бюджета равен 564208 млн.руб. в 2001 году. Если сопоставить это с объемом денежных средств доходной части Федерального бюджета (1193482,9 млн.руб.), то этот показатель будет равен 53,7%. Одно это со всей наглядностью иллюстрирует социальную направленность бюджетной политики государства.
Отметим также значительный остаток денежных средств на счетах фонда. На начало 2001 года он составил 15,4% всей доходной части бюджета, а к 1 января 2002 года снизился до 14,8%. При таких запасах можно только порадоваться за финансовую устойчивость фонда. Однако с другой стороны это может быть следствием чрезмерно жесткой тарифной политики в прошлом.
Собственные поступления бюджета 2001 составили таким образом 542120,19 млн.руб. Основная часть этих средств 91,2% составляют налоговые поступления, в том числе:
- поступления от единого социального налога - 81,1%;
- поступления от единого налога на вмененный доход - 1,01%;
- погашение задолженности по страховым взносам
прошлых лет - 9%
Значительную часть ( 6,3 % ) составили поступления из федерального бюджета. Это связано с большими обязательствами федерального бюджета по социальной поддержки определенных категорий населения, выполнение которых возложено на Пенсионный фонд, а также финансирование расходов на доставку и пересылку пенсий.
Небольшую, всего 0,7% поступлений составляет графа “Прочие”. У Пенсионного фонда в эту категорию попали страховые взносы по дополнительному тарифу за членов летных экипажей судов гражданской авиации, денежные средства Минатома за дополнительное материальное обеспечение бывшим работникам оружейного ядерного комплекса, средства фонда занятости и Минтруда на выплату досрочных пенсий, пени и штрафы и т.д.
Собственные поступления бюджета 2002 запланированы в размере 667873 млн.руб. Однако теперь только 53,9% этих средств составляют налоговые поступления, в том числе:
- страховые взносы на страховую часть - 39,5%;
- страховые взносы на накопительную часть - 5,6%;
- фиксированный платеж - 3,1%
- погашение задолженности по страховым взносам
прошлых лет - 5,6%
Вторую по величине часть собственных поступлений ПФР ( 49,5 % ) составляют поступления из федерального бюджета. Такой значительный рост этой доли доходов связан с принятой в конце 2001 года концепцией нового пенсионного законодательства, которая предусматривает перечисление поступлений от единого социального налога в части доли ПФР, в федеральный бюджет РФ. Эти перечисления уменьшаются плательщиками на сумму перечисляемых в ПФР страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии. Этим и объясняется значительное (более 40%) сокращение доли налоговых поступлений фонда и почти восьмикратное увеличение доли поступлений из Федерального бюджета, 85% которых составляет перечисление единого социального налога на выплату базовой части трудовой пенсии.
И без того малые прочие доходы сократились с 0,7% до 0,3%. Здесь также страховые взносы по дополнительному тарифу за членов летных экипажей судов гражданской авиации, денежные средства Минатома за дополнительное материальное обеспечение бывшим работникам оружейного ядерного комплекса, средства фонда занятости и Минтруда на выплату досрочных пенсий, пени и штрафы и т.д.
Расходная часть
Согласно ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:
выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке: