Спрос и предложение
Спрос
- это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.
Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства.[5]
На спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретет больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот.Например, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться, как показано в шкале спроса.
Цена 1 кг яблок (руб.) |
Продано (тонн) |
200 |
2 |
150 |
4 |
130 |
6 |
100 |
9 |
80 |
15 |
50 |
25 |
Рис.1
Табл.1
Шкала спроса
показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимосвязь цены и спроса.Закон спроса выражает следующую функциональную зависимость спроса (С) от цены (Ц): С=F(Ц), где F - показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. И обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.
Кривая С1-С2 на графике показывает, как при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.Важно учитывать и такую тенденцию, касающуюся цен на субституты(заменители), т.е. два товара, имеющие одинаковое значение для потребителя. Если повышается цена на первый продукт, то это ведет к увеличению спроса на другой. Когда покупатель предпочел приобрести второе нужное ему благо в большем количестве, то становится очевиден эффект замены
(закуплено больше полезностей по относительно меньшей цене).
Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спросаподразумевается степень изменения спроса ("чувствительность " его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс): Эластичным
спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, при повышении цены автомашины на 1% объем продаж снижается на 2%. В этом случае: Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют различные знаки.Неэластичный
спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее не изменен.
Предложение
- это сумма товаров, которые продавцы готовы продать по альтернативным ценам[6]. На предложение влияют несколько факторов:
число продавцов на рынке;
различия в технологических методах изготовления одноименных товаров (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей);
цены на продаваемые продукты, субституты и другие виды изделий.На рынке обычно возникает возможность реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам. Продавцы одного и того же вида товара устанавливают два уровня цен:
1. цену, ниже которой никто не стал бы продавать;
2. цены, по которым никто из них не откажется реализовывать продукт.
Например, на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать, как показано в шкале предложения.
Рис.2