Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.
Во второй половине 90-х годов примерное распределение средств между отдельными звеньями бюджетной системы в Российской Федерации характеризовалось следующими данными (табл. 2).
Таблица 2.
Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ (%)
Консолидированный бюджет РФ |
100 |
Федеральный бюджет РФ |
45-55 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
55-45 |
из них: | |
Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) |
20-25 |
Местные бюджеты |
25-20 |
в том числе: | |
Городские бюджеты |
16-20 |
Районные бюджеты |
7,5-8 |
Поселковые бюджеты |
05,07 |
Сельские бюджеты |
1-1,3 |
Распределение главных бюджетов налогов между звеньями бюджетной системы иллюстрирует таблица 3.
Таблица 3.
Распределение основных налогов между Федеральным, региональными и местными бюджетами России (%)
№ п/п |
Наименование налога |
Федеральный бюджет |
Региональные бюджеты |
Местные бюджеты |
1 |
Налог на прибыль |
33 |
40 |
27 |
2 |
НДС |
66 |
21 |
13 |
3 |
Акцизы |
84 |
13 |
3 |
4 |
Подоходный налог с физических лиц |
9 |
24 |
67 |
5 |
Налог на имущество с физических лиц |
4 |
96 | |
6 |
Налог на имущество юридических лиц |
44 |
56 | |
7 |
Плата за недра | |||
8 |
Земельные налоги и арендная плата за землю |
26 |
25 |
49 |