Бюджетные права органов местного самоуправления
Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации являются законодательные акты, изданные в 1991—1997 гг.
1. В Конституции РФ (ст. 132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные Налоги и сборы.
2. В Законе «О местном самоуправлении в РСФСР (от 6 июня 1991 г. № 1550–1) вопросам местного самоуправления посвящен отдельный раздел. В нем определен состав финансовых ресурсов местного Самоуправления, которые формируются за счет бюджетных и внебюджетных средств, кредитных ресурсов, валютных средств местных органов самоуправления.
В Законе зафиксированы важные положения о том, что местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается. В целях социальной защищенности населения в Законе закреплено за местными органами власти право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.
Впервые в Законе записано, что для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на соответствующей территории, местными органами власти составляется территориальный сводный финансовый баланс. При этом государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации представляют в местные органы власти сведения, необходимые для его составления.
Впервые в Законе признано право местных органов на создание и использование внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов местных органов власти и предприятий для финансирования общерегиональных мероприятий.
Новые права даны местным органам власти в распределении и использовании своих финансовых ресурсов. Местным органам предоставлены права:
• самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
• в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на содержание хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов;
• устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды.
З. В Законе «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в со ставе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления конкретизированы и развиты права местных органов власти в области финансово-бюджетных отношений. В общих положениях Закона сформулированы новые понятия минимальных социальных и финансовых норм, средней финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов, регулирования финансовых отношений. В нем отражены вопросы:
• определение уровня закрепления доходов, который должен быть не менее 70% доходной части минимальны бюджетов;
• порядок предоставления и использования дотаций и субвенций;
• принципы определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих налогов;
• распределение доходов между различными видами бюджетов.
В Законе регламентируется бюджетный процесс. В отдельном разделе даны общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов и утверждения бюджетов. Закон определяет права местных органов власти при рассмотрении разногласий по формированию их бюджетов. Впервые зафиксировано положение об образовании при рассмотрении разногласий согласительных комиссий из представителей вышестоящих и нижестоящих органов власти. В Законе регламентируется также исполнение бюджета, контроль за использованием внебюджетных и валютных фондов, определены гарантии бюджетных прав местных органов власти, их ответственность за принятые ими решения по бюджетным вопросам, а также их право обращаться в арбитражный суд в случае нарушения вышестоящим органом власти их бюджетных прав.
4. Вопросы, касающиеся местных финансов, отражены в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В этом законе все налоги, входящие в налоговую систему Российской Федерации, разделены на три группы:
• федеральные налоги;
• налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов;