Производственная программа
Производственная программа– основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях. Производственная программа отражает основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации и комбинирования производства.
Основные разделы производственной программы для предприятий, занятых производством материального продукта:
план по производству товарной (валовой) продукции;
план выпуска продукции на экспорт;
план по повышению качества продукции;
план реализации продукции.
При разработке производственной программы основываются на потребностях народного хозяйства и мирового рынка в продукции предприятия, общей рыночной ситуации, состоянии конкурентных предприятий и отраслей.
Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.
Предприятия самостоятельно планируют номенклатуру и объем производимой продукции, руководствуясь при этом государственным заказом, обязательствами перед партнерами, обязательствами по поставкам сбытовым организациям.
Исходными данными при разработке производственной программы являются:
уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции (работ, услуг);
результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;
данные по спросу на продукцию предприятия;
сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период;
сведения о долях продукции в общем объеме ее выпуска за предыдущий период по уровням качества;
сведения об объеме реализации продукции за предыдущий период по его периодам (месяцам, кварталам);
расчеты производственной мощности предприятия;
прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;
решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.
В упрощенном виде, результат подготовки производственной программы проявляется в ответах на ключевые вопросы управления производственной структуры:
какие виды продукции и в каких количествах производить?
в какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю?
какого качества должна быть продукция в планируемом периоде;
сколько дополнительно предприятие может выпустить продукции, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов;
каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации;
каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения.
План по производству товарной (валовой) продукции включает в себя формирование показателей объема выпуска товарной и валовой продукции.
По степени готовности продукция подразделяется на несколько видов:
товарная продукция, т.е. готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, удовлетворяющая требованиям ГОСТ и ТУ, принятая службой технического контроля качества, упакованная к отправке, сданная на склад поставщика и снабженная сдаточной документацией;
незавершенная продукция, т.е. незаконченная в процессе обработки продукция, находящаяся на различных стадиях производственного цикла получения товарной продукции;
полуфабрикаты собственного производства, т.е. продукция, технологический процесс изготовления которой закончен в одном цехе или производстве и подлежит доработке в других цехах предприятия или за его пределами;
валовая продукция, т.е. продукция всех видов и качества, выпускаемая предприятием вне зависимости от степени ее готовности. Показатель валовой продукции, характеризует общий объем производства, в том числе для внешнего оборота (реализации) и внутрипроизводственного потребления (оборота). В объем валовой продукции включают также выполненные работы промышленного характера и производственные услуги.
Под внутрипроизводственным потреблением (оборотом) понимают стоимость продукции и услуг цехов предприятия, потребляемую другими цехами своего же предприятия.
К внутризаводскому производственному обороту относятся: стоимость переработки на предприятии полуфабрикатов собственной выработки; стоимость электроэнергии, пара, воды, сжатого воздуха и холода собственной выработки для технологических целей, вентиляции, освещения и отопления цехов, заводских складов, здания заводоуправления и т.п.; стоимость использованных для производственных целей инструментов, приспособлений, штампов, моделей, деталей, запасных частей, вспомогательных материалов и т.д. собственной выработки; стоимость материалов собственной выработки, израсходованных при текущих ремонтах и при уходе за оборудованием (смазка, чистка и т.п.); стоимость тары собственного производства, предназначенной для упаковки продукции предприятия, если стоимость тары включена в оптовые цены на эту продукцию.