Проблема инвестиций в современной экономике России.
Объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в январе-сентябре 2005 года, составил 26,83 млрд долларов, что на 7,9% ниже соответствующего периода 2004 года. Негативная динамика - результат значительного роста в 2004 году, уверяют статистики. В январе-сентябре 2004 года был существенный рост иностранных инвестиций в РФ - на 39,4% по сравнению с 9 месяцами 2003 года, напоминает Росстат. По итогам всего 2004 года был зафиксирован рост иностранных инвестиций на 36,4%, до 40,5 млрд долларов.
Прямые зарубежные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 6,6 млрд долларов (рост на 18,1%).
Портфельные иностранные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 365 млн долларов, что на 60,5% выше уровня 9 месяцев 2004 года.
Прочие инвестиции в Россию составили 19,8 млрд долларов - это на 14,8% меньше соответствующего показателя 2004 года. В целом накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу сентября 2005 года составил 96,5 млрд долларов, он увеличился на 31,4% по сравнению с концом сентября прошлого года.
Основными факторами, обусловившими повышение инвестиционной активности в последние годы, являются:
· сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы;
· улучшение финансового положения предприятий;
· рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары;
· увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов;
· снижение процентных ставок рефинансирования Банка России;
· формирование позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам международных рейтинговых агентств.
15 декабря 2005г. агентство Standard&Poor's повысило суверенный рейтинг России до инвестиционного уровня. Теперь российский инвестиционный рейтинг подтвержден всей тройкой мировых рейтинговых агентств. Ранее инвестиционный уровень суверенного рейтинга России был установлен агентствами Moody's и Fitch.
Standard&Poor's считается самым консервативным агентством из этой тройки. Оно действительно долго выжидало, но, наконец, присоединилось к коллегам. По гамбургскому счету страна признается инвестиционно привлекательной с того момента, как это подтверждают все три мировых агентства, так что у российского правительства есть все формальные основания считать свою политику успешной[5].
Дальнейшее повышение рейтинга, по мнению S&P, будет по-прежнему сдерживаться политическими и институциональными рисками, которые будут расти по мере приближения президентских выборов в 2008 году. Однако S&P не считает, что эти риски угрожают способности России обслуживать свой внешний долг[6].
Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся:
· высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;
· избыточные административные барьеры для предпринимателей;
· недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;
· достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;
· отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
· недостаточный уровень развития фондового рынка.
Базовый закон 2000 г. ”Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и “приоритетным проектам”.[7]Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.
Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.
Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных условий и факторов стал одной из основных причин невысокой результативности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.
Проблема конкурентоспособности является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро- и микроуровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и региональный аспекты. Именно последний особенно важен для России в связи с обширностью ее территории и многообразием условий, а также с отсутствием достаточно внятной региональной политики как необходимой предпосылки повышения конкурентоспособности отдельных территорий в качестве реципиентов ПИИ. Вследствие этого наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в таблице 3.