Расходы федерального бюджета РФ

Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на:

Ø единых методологических основах;

Ø нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;

Ø финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Отсюда – функциональная классификация расходов бюджетов РФ:

1. Государственное управление и местное самоуправление

2. Судебная власть

3. Международная деятельность

4. Национальная оборона

5. Правоохранительная деятельность и безопасность

6. Фундаментальные исследования и содействие НТП

7. Промышленность, энергетика и строительная индустрия

8. Сельское хозяйство и рыболовство

9. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология

10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

11. Развитие рыночной инфраструктуры

12. Жилищно-коммунальное хозяйство и градостроительство

13. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

14. Образование

15. Культура и искусство

16. Средства массовой информации

17. Здравоохранение и физическая культура.

18. Социальная политика

19. Обслуживание и погашение государственного долга

20. Пополнение государственных запасов и резервов

21. Региональное развитие

22. Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

23. Прочие расходы.

Рис. 1. Направленность расходов федерального бюджета.

Функциональная классификация дополняется экономической классификацией расходов бюджетов, которая отражает их влияние на процесс расширенного воспроизводства:

· Текущие расходы (обеспечение текущих потребностей: закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты). Как правило, эти расходы соответствуют затратам, отражённым в обычном бюджете или бюджете текущих доходов и расходов.

· Капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты). Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных доходов и расходов государства (бюджет развития).

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство или другое государственное учреждение, получающее бюджетные ассигнования. Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета содержит 168 адресов (это первый уровень ведомственной классификации). Второй уровень – классификация целевых статей расходов федерального бюджета, которая отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета:

1. Заработная плата и начисления на неё

2. Канцелярские и хозяйственные расходы

3. Командировки и служебные разъезды

4. Стипендии

5. Расходы на питание

6. Приобретение медикаментов и перевязочных средств

7. Приобретение оборудования и инвентаря

8. Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования

9. Капитальные государственные вложения

10. Капитальный ремонт

11. Содержание сооружений благоустройства

12. Геологоразведочные работы

13. Проектирование

14. Государственная дотация

15. Операционные расходы

16. Платежи по ссудам

17. Возмещение разницы в ценах и прочие расходы.

Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств

Важным направлением модернизации государственных финансов в России стало разделение единого государственного бюджета на три самостоятельные части: федеральный бюджет (включая бюджеты внебюджетных фондов), бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский, 55 краевых и областных, 10 окружных бюджетов АО, бюджет автономной Еврейской области и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (около 29 тысяч). В соответствии с этим разделением расходы классифицируются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов.

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.