Экономическая сущность и классификация налогов
- теория единого налога.
Налоги должны уплачиваться из одного источника — из доходов. Теоретически взимание единого налога более целесообразно, просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала идеалистичность этого подхода;
- теория пропорционального налогообложения.
Ослабление налогового бремени по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этого способа обложения всегда выступают имущие классы;
- теория прогрессивного налогообложения.
Усиление налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что богатого гражданина необходимо обложить большим налогом — не только абсолютно, но и относительно;
- теория переложения налогов.
Изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм обложения, эластичности спроса и предложения. Исследования проводятся по источникам доходов и по категориям плательщиков.
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов. По выражению политического деятеля Северной Америки Б. Франклина, «платить налоги и умереть должен каждый».
Налоги и займы — два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом обществе.
При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования) к выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).
В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, во Франции налоги формируют 95% бюджета, в США — 90, в Германии — 80, в Японии — 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям (более 90%).
Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Можно выделить следующие группы принципов [4]:
1. По степени охвата во времени и пространстве — общенациональные (базовые) принципы, сформулированные на протяжении всей истории развития налогообложения и действующие во всем мире; национальные (индивидуальные) принципы, функционирующие в рамках конкретной страны.
2. В зависимости от сферы действия — юридические, организационные и экономические принципы.
Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права:
• принцип равного налогового бремени;
• принцип установления налогов законами;
• принцип отрицания обратной силы налоговых законов;
• принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами;
• принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе;
• принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.
Организационные принципы налогообложения — это положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.
Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:
• принцип единства налоговой системы;
• принцип подвижности (эластичности);
• принцип стабильности;
• принцип множественности налогов;
• принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения, именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом:
принцип справедливости — каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Методологической основой выступает прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить налогов;
принцип соразмерности — баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени;
принцип учета интересов налогоплательщиков — простота исчисления и уплаты налога. Раскрывается через:
принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику);
принцип удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);