Виды цен
На рынке товаров цены различаются по видам: оптовые цены, возмещающие издержки и обеспечивающие прибыль предпринимателю (оптовые базы); розничные цены, по которым товары реализуются населению в торговой сети или отдельными продавцами (реализаторами); цена производства, которая, как и оптовая цена равна издержкам плюс максимальная прибыль на весь авансированный капитал (автозаправочные станции); закупочные цены на продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесных угодий и др., закупаемых у населения, мелких предпринимателей; цена рабочей силы, выступающая в форме заработанной платы.
В зависимости от района действия цены могут быть едиными в стране (стоимость доллара) или дифференциальными по регионам. По срокам действия цены различаются: условно постоянные; временные; сезонные. Цены разнятся также по способу включения транспортных расходов и другим признакам, оказывающим влияние на ценообразование.
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.
1) Классификация цен по степени регулируемости:
- свободные
- регулированные
- фиксированные
2) Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота:
- оптовые цены на продукцию промышленности;
- цены на строительную продукцию;
- закупочные цены;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- розничные цены;
- тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
3) Другие классификации цен:
- аукционная цена;
- биржевая цена;
- договорная ( контрактная ) цена;
- единые ( или поясные ) цены;
- региональные ( местные ) цены.
В зависимости от иных классификационных признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные виды цен.
Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения ( сельское хозяйство, промышленность и др. ).
Также цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижении они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
Предприятие – Оптовая торговля
Оптовая торговля – Розничная торговля
Розничная торговля – Потребители.
Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:
1. Оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;
2. Оптовая цена промышленности;
3. Розничная цена.
Цены на строительную продукцию.
Продукция строительства оценивается по трём видам цен:
1) Сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта.
2) Прейскурантная цена – усреднённая сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта.
3) Договорная цена, устанавливаемая по договорённости между заказчиками и подрядчиками.
Мировые цены
находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. Также, на мировые цены большое влияние оказывает инфляция.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конечном счёте цена товара устанавливается с учётом социально – экономических, организационно – технических и других факторов. Максимальная цена определяется спросом, а минимальная – издержками. Это общий, простой, но достаточно широко распространённый смысловой подход к ценообразованию. Уровень цен, выгодный той и другой стороне, формируется только в условиях конкуренции. Такие компромиссные цены, во-первых, учитывают интересы двух сторон, во-вторых, конъюнктуру рынка. Именно такие рыночные (равновесные) цены становятся базой для формирования других цен на аналогичные товары.
При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничителями. Она никем не назначается, а формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем, в итоге взаимодействия спроса и предложения.
Рыночная (равновесная) цена включает в себя оценку товара на основе спроса, предложения, затрат, полезности, формируя её в виде единой цены. Тем самым в рыночных ценах отражается и себестоимость продукции, и её обменный курс по отношению к другим товарам, и потребительные качества. Словом, коммерческое ценообразование в наибольшей мере обеспечивает эквивалентный обмен товаров, ресурсов, продуктов экономической деятельности.