Модели ценообразования.
В ценовой политике фирмы очень важен выбор модели ценообразования. Этот процесс должен учитывать спрос на продукт и его эластичность, издержки, цены конкурентов. Проблема выбора модели ценообразования решается с учетом трех важнейших условий:
1. Цена должна покрывать затраты;
2. Необходимо уточнять цены отдельных сегментов рынка;
3. Цена, которую потребитель готов платить за товар, существенно зависит от цен конкурентов.
МОДЕЛИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ:
1. Из моделей ценообразования, ориентированных на издержки
, наиболее часто применяются следующие:
А) модель полных издержек ( состоит в превышении цены над издержками ). Модель широко применяется на предприятиях общественного питания, транспорта, связи и т.д.
Б) модель возврата инвестиций ( предприятие устанавливает цену такой, чтобы она обеспечила так называемый уровень возврата инвестиций ). Данной модели присуще игнорирование текущего спроса, покупательской оценки и конкуренции, что едва ли способствует определению оптимальной цены.
В) модель маржинальных издержек (сущность модели заключается в раздельном учёте условно переменных и условно постоянных затрат ). Формирование цены происходит путём добавления к общей величине переменных затрат суммы, покрывающей условно постоянные расходы и обеспечивающей нормальную прибыль ( маржинальная прибыль ). Модель маржинальных издержек учитывает спрос, и это является его принципиальной отличительной особенностью.
2. Модели ценообразования, ориентированные на потребителей
.
Эта группа методов учитывает конкурентные преимущества товаров и предприятий – производителей. Модели используются в рамках активной стратегии ценообразования, ориентированной на определенную комбинацию цены и качества товара. Из моделей ценообразования, ориентированных на потребителей, наиболее часто применяются: модель ценообразования по ощущаемой ценности и тендерный метод. Ценообразование по ощущаемой ценности формирует цены, базируясь на покупательской оценке продукта ( а не на издержках производства и обращения ). Для создания покупательской оценки используются неценовые маркетинговые рычаги. Ценообразование тендерным методом в большей мере ориентировано на покупательское восприятие цены в сравнении с конкурентными ценами.
3. Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов
.
В зависимости от структуры рынка, числа и силы конкурентов, однородности продукта предприятие выбирает одно из трех направлений действий:
1) Приспособление к рыночной цене.
2) Последовательное занижение цен.
3) Последовательное повышение цен ( основанное на высокой репутации и качестве продукта ).
Данные направления действий не исключают друг друга. Существует связующий эти три модели ценообразования метод, называемый методом калькуляционного выравнивания. Он применяется в основном при одновременном установлении цен на большое количество товаров. Суть модели состоит в том, что доходы, получаемые за счет одних продуктов, должны, по крайней мере, компенсировать убытки по реализации других.
4. В рамках ценовой конкуренции может применяться значительное количество моделей ценообразования. Наиболее популярными в условиях рынка стала модель ценообразования по существующим ценам,
которая основывается на оценке цен конкурентов с меньшим вниманием к свои издержкам и спросу на продукт.
5. Модель целевых затратвпервые разработана в Японии. Довольно распространенная. Суть ее заключается в том, что планирование будущей себестоимости продукции начинается с установления целевой величины, в которую следует уложиться с тем, чтобы продажа продукции по существующим рыночным ценам обеспечила не только покрытие будущих затрат, но и получение прибыли. Следовательно, верхним ограничительным пределом являются рыночные цены в том регионе, где предполагается реализация продукции, намеченной к выпуску.