Регулирование цены.
Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечёт за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
Государство, регулируя ценообразование на рынке, может установить цены пола и потолка. « Цена пола » - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее её снижение. « Цена потолка », напротив, ограничивает повышение цены. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания ( потолок цен ), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены. Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости. С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.
Цены потолка занижены по - сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на « замораживание » цен, т.е. фиксирование их на определённом уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путём введения карточной системы или других систем нормированного распределения.
Многие экономисты – сторонники неолиберального направления в экономике, т.е. приверженцы ничем не ограниченной свободы рыночных отношений, возражают против применения цен пола и потолка, поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночное ценообразование автоматически устраняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равновесия, объём спроса и объём предложения ограничить нельзя.
Приверженцы других направлений экономической науки, нисколько не умаляя роли рынка и его законов, предлагают не дожидаться автоматического регулирования спроса и предложения. Одни считают, что надо регулировать спрос посредством управления занятостью, кредитом и денежной массой ( неокейнсианцы ); другие рекомендуют регулировать предложение с помощью изменений в налоговой политики и инвестициях ( сторонники экономики предложения ).
Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.
1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:
- фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объёма и структуры выпуска;
- цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;
- наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.
2. Если на рынке произойдёт какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие ( например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса ), то:
- фирмы – производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий ( например, увеличение спроса приведёт к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда лучше направить свои усилия );
- начнётся процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объём производства, соответствующие изменившимся условиям.
В этом случае рыночная экономика оказалась более эффективной, чем административно – командная, которая реагировала на возникновение диспропорции в скрытой форме ( устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная структура производства и другие известные атрибуты плановой системы ). Иными словами, предприятия в административно – командной экономике оказались нечувствительными к изменениям в силу отсутствия обратной связи, реакции производства на изменения спроса.