Денежный рынок.
Значит, если центральный институт считает необходимым, чтобы
выдавалось больше кредитов, то он снижает учетную ставку и наоборот. В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента.
Операции на открытом рынке осуществляются посредством купли-
продажи государственных облигаций, которые предусматривают обязательство выплатить долг с процентами. Поскольку в подобном случае
государственные облигации может купить любой желающий, эта практика получила наименование операции на открытом рынке.
Если центральный финансовый институт опасается инфляции и
хочет уменьшить объем денег в обращении, то он продает государственные облигации банкам и населению. Деньги, полученные за облигации могут немедленно изыматься из оборота. И наоборот, когда этот институт вновь собирается стимулировать оживление в экономике, государство выкупает свои облигации, и подобным образом в экономику поступает довольно большое дополнительное количество наличности. По мере увеличения предложения денег снижается процентная ставка, и компании берут кредиты в больших объемах, что расширяет для них возможности роста и усиливает
конкуренцию между нами.
Между отдельными секторами рыночной экономической системы
существует кругооборот (замкнутый поток) доходов и продуктов. В нем в качестве некоей жидкости вращаются деньги. Зависимость между деньгами и кругооборотом выражается уравнением обмена:
МV = Py , где М - количество денег, находящихся в обращении , V - скорость обращения денег (среднегодовое количество раз, когда каждая денежная единица используется для приобретения готовых товаров) , P - уровень цен (рассчитывается по отношению к базовому годовому значению, равному 1) , у - реальный доход, то есть доход, рассчитанный с учетом, влияния инфляции.
Задачи денежных рынков состоят в том, чтобы переправлять
сбережения из рук тех экономических единиц, которые зарабатывают больше чем тратят, в руки единиц которые тратят больше чем зарабатывают. На этих рынках функционируют прямые каналы финансирования, по которым средства переходят непосредственно к заемщикам в обмен на акции и долговые обязательства, или косвенные, где средства проходят через финансовых посредников - банки, взаимные фонды, страховые компании.
Фактически сегодня существует несколько теорий функционирования
денежного рынка. Одной из них является монетаристская теория денежного рынка М.Фридмана и А.Шварца. В то время как в экономической мысли возобладало мнение, что деньги это не главное в экономике, то М.Фридман сделал другой вывод: во-первых, эта теория рассматривает скорость обращения денег как переменную величину, а не константу. Во-вторых, монетарная теория допускает несовпадение между денежной массой показателями валового национального продукта и абсолютным уровнем цен. Основная рекомендация в стратегии денежно-кредитной политики монетаристской теории состоит в смягчении негативных моментов в течение делового цикла и центральные финансовые институты должны проводить в жизнь постоянно предсказуемую денежную политику. Постоянный рост денежной массы находящейся в обращении, примерно равный трехпроцентному уровню роста реального объема производства, характерному для долгосрочных временных интервалов, представляет собой научную с точки зрения большинства монетаристов денежную политику.
Монетаризм это только одно из направлений анализа денежного рынка.
Важный вклад в развитие понимания его вопросов внесло учение Д.М.Кейнса и его последователей, которое можно считать альтернативой монетаризму.
Для теории изложенной Д.Кейнсом в научной работе “Общая теория
занятости, процента и денег”, важны взгляды о неэффективности денежной политики и необходимости регуляции и стимулирования экономики посредством изменения налоговой системы и структуры государственных расходов. На сегодняшний день имеет место синтезирование, включающее общие для обеих теорий элементов. Согласно современному кейнсианско-неоклассическому синтезу, денежно-кредитная политика и фискальная политика, проводимая центральным правительством и его финансовыми институтами, предоставляет им значительные возможности в области контроля за наличным ВНП. Между тем, этот новый подход не подтверждает уверенности способности обеспечить процветания экономики и победить инфляционные процессы.