Направления развития финансовой системы Российской Федерации
Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии будущей финансовой политики.
1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.
2. Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но должно иметь и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без понимания этого и без улучшения финансового регулирования в XXI в. Участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.
3. Успешная реализация вышеназванных стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.
Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должно стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Под укреплением рубля мы понимаем его товарное и ресурсное обеспечение, равноправное его положение среди других валют, а при успешном решении этих задач – превращение рубля в сильную валюту.
4. для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:
· умеренное увеличение производства топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат. Мы не разделяем мнение тех экономистов, которые предлагают заморозить развитие этого комплекса, ввести его в русло суженного воспроизводства;
· создание мобильных и ликвидных резервов нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;
· существенное повышение (в 2-3 раза по сравнению с нынешней) доли пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;
· развитие авиационной и автомобильной промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.
5. Если товарное обеспечение рубля находится в плачевном состоянии, более половины составляет импорт, то обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает на 42 трлн. Долл. доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых и еще более чем на 140 трлн. долл. Разведанными запасами. Однако это ресурсное обеспечение рубля таковым является потенциально. Оно не влияет на покупательную его способность и на его котировку на международном финансовом рынке.
6. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.
7. Обеспеченность рубля этим не исчерпывается, нужно создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого потребуется провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.