Практические вопросы переходной экономики.
Приватизация предприятий проводилась в несколько этапов. На первом этапе собственность предприятий распространялась среди работников, а на втором этапе проводился ваучерный аукцион. Хотя большая часть акций была отдана бесплатно или дешево продана работникам предприятий, ваучерные аукционы стали важным событием в процессе приватизации. Ваучерный процесс завершал процесс приватизации, поднимая частную собственность над 65-процентной отметкой, после чего предприятие могло считаться частным.
Первые ваучерные аукционы были проведены в декабре 1992 г. К июню 1994 г. около 14 000 предприятий было продано на ваучерных аукционах. Недостаток информации об аукционах существенно уменьшил количество аутсайдеров. А это была одна из основных целей ваучерной приватизации, чтобы привлечь не только работников предприятий, но и граждан и юридических лиц не имеющих отношение к приватизируемым предприятиям.
Итоги приватизации.
В марте 1994 г. А.Чубайс заявил: “Более половины нашего валового национального продукта уже производится вне государственного сектора”[9]. Перевод половины экономики из государственного сектора в частные руки всего за два года был, по мнению Андерса Ослунда, величайшим достижением. Столь быстрой приватизации не было ни в одной из стран Восточной Европы. Появились десятки миллионов новых собственников, что позволило говорить о восстановлении института частной собственности, существовавшего в России до 1928 г.
Розничная торговля и общественное питание почти полностью перешли в частное владение. В области услуг преобладали также частные компании. В государственном управлении остались предприятия оборонной промышленности, энергетики, железнодорожного транспорта, добывающих отраслей и других отраслей, но уже с другими бюджетными ограничениями нежели раньше.
В первые постприватизационные годы не последовало многими ожидаемого повышения эффективности производства. Но для того чтобы возникла эффективность нужно проводить целый комплекс мер, направленных на улучшение управления предприятиями, полную спецификацию прав собственности, стабилизацию экономики в целом. Только в этом случае следовало ожидать высокие результаты приватизации уже в среднесрочном периоде, как, например, это произошло в Польше. В Росси же напротив нестабильная политическая среда, нежелание большой части населения проводить либеральные реформы привели к торможению реформ и развертыванию таких негативных процессов переходной экономики, как инфляция, огромное сокращение производства (на 53% в 1997 г. по сравнению с 1990 г.) и безработица. Другим негативным аспектом приватизации стало увеличение коррупции при продаже предприятий. Только за 10 месяцев 1993 г. органы внутренних дел РФ выявили свыше 3,7 тыс. преступлений в сфере приватизации.
Положительным эффектом приватизации должно было стать формирование института частной собственности, со всеми правами и обязанностями собственников. Но отсутствие спецификации прав (как в случае с правом собственности на землю) и огромные трансакционные издержки сделали неполноценным этот институт, который можно сравнивать с институтами развитых стран начала века.
Безусловно, что в среднесрочном периоде многие допущенные ошибки должны быть исправлены. И активную роль в этом процессе должно занимать государство. Росси предстоит пройти путь занявший в странах с развитой рыночной экономикой более столетия. Как в 50-60-е годы усиливалась роль государства в мире, так в России на втором этапе трансформации следует ожидать такое же усиление для исправления тех просчетов, существующих в переходной экономике. Это вмешательство в рыночные процессы должно проходить очень разумно, чтобы не усугубить проблемы переходной экономики.
Снижение роли государства на третьем этапе предполагается после стабилизации экономики, окончательного становления института частной собственности и повышения эффективности производства.