Либерализация цен.
Цели и последствия либерализации.
Либерализация цен в переходной экономике призвана обеспечить: эффективность экономики в целом; формирование рыночного механизма ценообразования, ориентирующегося на потребителя. Однако на пути перехода возникает множество сложностей, не позволяющих достигнуть намеченных результатов. Это наличие огромного числа государственных предприятий, не имеющих достаточных стимулов для роста прибыли за счет снижения затрат; слабая конкурентная среда; высокая степень монополизма; недостатки организации свободной торговли, позволяющие уходить от налогов; поведение покупателя и продавца в условиях инфляционного ожидания.
Сама по себе либерализация не ведет к повышению эффективности производства, она лишь позволяет предприятиям вести собственную ценовую политику, вместе с этим предприятия должны учитывать не только затраты производства для определения цен, но и спрос на собственную продукцию. В период трансформации экономики фирме для того чтобы повысить уровень прибыльности и рентабельности производства можно незначительно поднять цену и желанная цель будет достигнута, не утруждая себя заботами о снижении издержек производства. Поэтому для становления нормального процесса рыночного ценообразования необходимо вмешательство государства в образование цен и проведение системы преобразований, направленных на становление условий для рыночного ценообразования.
Роль государства в реформе цен.
Роль государства в управлении рыночными ценами в период их становления не может ограничиваться лишь введением либерализации цен. Она должна быть существенной, включая нейтрализацию отрицательных социальных последствий либерализации цен. Но это не означает возврата к административному установлению цен или введение прямой фиксации уровней цен. Основное направление в управлении – это создание предпосылок для перехода к ценам рыночного равновесия. При этом нужно выделить основные приоритеты государственной политики, направленной на становление и укрепление рыночных цен: создание условий конкурентного ценообразования; подавление инфляционного развития свободных цен; поддержание относительной стабильности цен рыночного равновесия.
Создание конкурентной среды в переходной экономике затруднена высокой степенью монополизации производства. Борьба с монополизмом на рынке – существенная часть государственного регулирования в ходе трансформации экономики.
Другим не менее важным компонентом государственной политики подавления инфляционного свободных цен. Инфляционная спираль работает по следующей схеме: рост розничных цен, заработной платы, себестоимости, оптовых и закупочных цен, розничных цен. Наиболее удобной точкой для разрыва этой спирали являются розничные цены. Сфера производства товаров народного потребления и услуг для населения является наиболее подготовленной для восприятия рыночного механизма ценообразования, а приостановление инфляции в розничных ценах более достижимо, особенно при государственной поддержке.
Для подавления инфляционного развития свободных цен необходимо использовать комплекс мер как косвенного, так и прямого воздействия на цены. Среди косвенных методов наиболее значимым является кредитно-денежная политика, призванная ограничить количество денег в обращении. Для подавления инфляции вызванной ростом издержек, необходимо ослабить давление на цены налогов и отчислений на социальное страхование, посредством проведения мягкой фискальной политики.
Объектом прямого воздействия на уровень цен, прибыльности и рентабельности могут быть монополизированные капитальные производства. Ограничивая цены на средства производства, можно увеличить объем производимых в стране потребительских благ, т.к. эта мера позволяет уменьшить издержки вновь открываемым производствам.
По мере относительной стабилизации цен методы государственного регулирования должны меняться, ориентируясь при этом на практику их регулирования в странах с развитой рыночной экономикой. В мировой практике применяются весьма разнообразные формы и методы государственного как косвенного, так и прямого регулирования. К косвенны методам относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. Сюда можно отнести регламентирование порядка определения издержек и нормы прибыли, верхнего и нижнего пределов цен.