Управление финансами, виды и методы управления
Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего финансового документа, что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований и, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.
С этой целью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118 в Министерстве финансов РФ составляется перспективный финансовый план, который имеет статус укрупненного бюджета.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года в целях:
§ создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и федерального бюджета;
§ макроэкономической стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики;
§ исполнения действующих и принимаемых бюджетных обязательств РФ.
Перспективный финансовый план разрабатывается в три этапа.
Первый этап перспективного финансового планирования.
На первом этапе разрабатываются и принимаются:
§ основные направления налоговой и таможенной политики;
§ основные показатели свободного финансового баланса РФ;
§ сценарные условия, включая основные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
Основные направления таможенной и налоговой политики содержат:
1. анализ законодательства РФ о налогах и сборах и таможенного законодательства РФ, обоснование предложений по его совершенствованию;
2. концепции (основные положения) проектов соответствующих нормативных правовых актов;
3. расчеты влияния изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах и таможенном законодательстве РФ на доходы бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и консолидированных бюджетов Субъектов РФ, в очередном году и плановом периоде;
4. предложения по улучшению налогового и таможенного администрирования;
5. оценку влияния налоговой и таможенной политики, включая предлагаемые изменения, на сценарные условия.
Сценарные условия должны соответствовать проекту сценарных условий, с учетом которого осуществлялась разработка основных направлений налоговой и таможенной политики и основных показателей перспективного финансового плана.
Сценарные условия содержат ожидаемые в текущем году и прогнозируемые на плановый период значения следующих показателей:
§ цена на нефть сырую марки «Юралс»;
§ объем, темпы роста и структура используемого и произведенного ВВП;
§ темпы роста базовых отраслей экономики;
§ прогноз инфляции, в т.ч. прогноз базовой инфляции, прогноз роста цен на товары, прогноз роста цен и тарифов на платные услуги, прогноз цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;
§ объемы производства продукции (товаров, работ, услуг) по перечню, согласованному с Министерством финансов РФ;
§ величина амортизации;
§ оборот розничной торговли;
§ платные услуги, оказываемые населению;
§ численность занятых в экономике;
§ инвестиции в основной капитал с указанием всех источников финансирования, в т.ч. инвестиции за счет средств федерального бюджета, прямые иностранные инвестиции;
§ фонд заработной платы;
§ величина прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения;
§ прибыль организаций для целей бухгалтерского учета;
§ амортизация для целей налогообложения;
§ объем экспорта и импорта, в том числе экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и газа;
§ курс рубля к доллару США и евро;
§ другие показатели по согласованному с Министерством финансов РФ перечню.
Сценарные условия разрабатываются, как правило, в двух вариантах (ожидаемом и базисном) исходя из прогнозируемого и из базисного уровня цены на нефть.
Второй этап перспективного финансового планирования.
На втором этапе разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного финансового плана, а также основные направления долговой политики.
Основные показатели перспективного финансового плана и основные направления долговой политики разрабатываются Министерством финансов РФ, рассматриваются бюджетной комиссией и до 1 апреля одобряются правительством РФ с внесением в случае необходимости Правительством РФ изменений в основные направления налоговой и таможенной политики и (или) в сценарные условия.