Общая характеристика звеньев финансовой системы
Через бюджетную систему перераспределяется около ¾ всех денежных средств, весь государственный долг страны.
|
Бюджетное устройство.
Большое значение в обеспечении стабильности финансовой системы РФ имеет федеральный бюджет. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, которая проводится Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.
Федеральный бюджет
– центральное звено (I уровень) бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. Именно на федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой в стране бюджетной политики, обоснование бюджетных приоритетов, определение базовых принципов построения межбюджетных отношений. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Бюджеты субъектов РФ
(II уровень) включают в себя бюджеты республиканские, областные, краевые, автономных областей (округов), а также городские бюджеты городов федерального значения. Эти бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ.
В Российской Федерации 89 субъектов, что означает существование 89 региональных бюджетов. Региональным бюджетом следует считать консолидированный бюджет, в который входят областной бюджет и бюджеты муниципальных образований.
Областной бюджет – это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства. Региональный бюджет по своей структуре зависит от того, чем является регион: республикой, краем, областью или округом.
Структура доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует рассматривать в увязке с их полномочиями в области бюджетных отношений и распределением доходов и расходов между бюджетом регионального органа власти и местными бюджетам.
Формирование доходной части региональных бюджетов происходит за счет трех групп доходов:
1. налоговые доходы – федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы;
2. неналоговые доходы – доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности, суммы штрафов, конфискаций и компенсаций;
3. безвозмездные перечисления – поступления средств от бюджетов других уровней, поступления от нерезидентов, поступления от организаций.
В бюджетном кодексе предусматривается перечень конкретных расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов Федерации:
- обеспечения функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;
- обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ;
- проведение референдумов в субъекте РФ;
- обеспечение реализации региональных программ;
- содержание и развитие учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства;
- прочие цели, связанные с реализацией полномочий субъекта РФ.