Договор коммерческой концессии. Франчайзинг.

Глава 54 Гражданского кодекса Российской Федерации вводит в российское законодательство договорный институт. Его наименование «коммерческая концессия» - эквивалент известного в западном законодательстве понятия «Франчайзинг», или «франшиза».

В странах с развитой рыночной экономикой в последнее время значительно возросла продажа товаров и услуг на условиях франшизы (льгот, привилегий). Указанную разновидность договорнообязательственных отношений, рассматривают как наиболее прогрессивную систему организации бизнеса и этики деловых отношений.

По определению экспертов ВОИС. франшиза - договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение.

Франчайзинг - наиболее динамичный вид бизнеса и характеризуется комитетом Палаты представителей Конгресса США по малому бизнесу как «доминирующая сила в сфере распределения товаров, услуг», «волна будущего на американском рынке». В США франшиза составляет фактически более одной трети розничной торговли. В Австралии свыше 90 процентов предприятий быстрого обслуживания торгуют на условиях франшизы.

Основная сфера распространения франчайзинга - распределение товаров и услуг системы бензозаправочных станций, автомастерских, автошкол, пунктов проката, ремонтно-строительных предприятий, салонов моды и косметических услуг, аптек, центров профориентации и переподготовки рабочей силы, химчисток и прачечных, пунктов по оказанию компьютерных услуг, ремонту бытовой и электронной аппаратуры, гостиничного хозяйства и др.

Первые элементы франчайзинга возникли в США в середине прошлого столетия. Но подлинный бум в его развитии начался в конце 70-х годов нашего века, когда антитрестовское законодательство сняло наиболее существенные препятствия. В 1988 году в США насчитывалось уже 3 тысячи компаний франчайзеров в 45 отраслях экономики, объединявших более 400 тысяч «единиц» франчайзи.

В России франчайзинг как реально существующая разновидность коммерческих отношений только начинает зарождаться. Известная фирма “дока-хлеб”, производящая мини-пекарни, предоставляет пользователям свое фирменное наименование, обучает и консультирует клиентов. Начинают действовать и иностранные франчайзеры - всемирно известные корпорации “Макдоналдс”, “Пицца-хат”, “Кока-кола”. “Пепсико”, “Баскин Роббинс”.

Первый договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии, зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996 года. Это договор между компанией “КолгейтПалмолив” США (правообладатель) и АО “Колгейт-Палмолив” РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау.

Основываясь на зарубежном опыте, можно прогнозировать быстрое распространение новой для России формы договорных отношений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.