Проблемы НТП и проблемы образования в мире.
Анализ глобальных проблем свидетельствует о том, что человечество подошло к черте, за которой мировой прогресс возможен лишь на основе нового политического мышления и объединения усилий и средств всех стран мира. Новое политическое мышление – это не только новый взгляд на существование народов и государств. Это новый взгляд на само существование человечества и планеты Земля.
К сожалению, уровень соответствующих исследований в России, главным образом из-за неоправданно скудного (даже для теперешней экономической ситуации) финансирования и плохой координации работ, неудовлетворителен, несмотря на еще имеющийся научный потенциал. Так, в деятельности IPCC участвовало несколько сотен специалистов, из них всего около десятка российских. Особо следует отметить слабое внимание к рассмотренным проблемам отечественных экономистов, хотя в силу ряда очевидных геополитических и других факторов (зависимость от цен на углеводородное сырье и продовольствие, развитая атомная промышленность, большая и сравнительно слабо заселенная территория, наличие мощных и густонаселенных соседних государств и т.п) исследования воздействия изменений климата на экономику России очень актуальны. Причем в силу большого разнообразия климатических зон такие исследования должны быть проведены для многих регионов страны.
Так же, можно отметить, что для России реальная возможность остановить экономическую и социальную деградацию - сделать свою экономику более эффективной. Если будет обеспечен высокий и стабильный экономический рост (как правило, 6-8% ежегодно), то для того чтобы достичь уровня жизни развитых европейский стран, потребуется 35-40 лет. Вместе с тем, если удается создать механизм продвижения наиболее талантливых людей из всех слоев общества в интеллектуальную и управленческую элиту, то экономическое развитие страны может быть ускорено.
Так же высока проблема образования, ведь в России нелиберальный экономический курс и антисоциальные реформы привели к глубочайшей имущественной дифференциации населения, создали широкий слой лиц, стабильно живущих за чертой бедности, и устойчиво воспроизводимые сообщества «исключенных», находящихся в полурабском положении. В результате эти слои воспроизводят низовые предпосылки криминализации и без того криминальной сверху донизу жизни россиян. Все эти общественные слои (не менее 15-20% населения страны) не получают и не могут при существующих условиях получить достойного образования, что ведет к воспроизводству их трагического положения, дальнейшей изолированности от общества и образованию застойных гетто нищеты и необразованности. Это бесчеловечно, антисоциально, экономически разрушительно и очень опасно для социально-политической жизни. Кроме того, большинство «рядовых» россиян с их уровнем доходов в 5–10 тыс. рублей в месяц сегодня не могут обеспечить качественное образование для своих детей. Качественное образование ныне доступно только для «элиты», а отчуждение от качественного образования большинства не только безнравственно, но и экономически неэффективно в условиях перехода к «обществу знаний».
Альтернативой может быть коренное изменение не только образовательной, но и всей социальной политики властей.