Малое предпринимательство на Дальнем Востоке.
Социологический опрос позволил ответить на 3 вопроса: что тормозит развитие малого предпринимательства в Хабаровском крае, мешает повышению его эффективности, а также почему бизнесмены не желают вкладывать собственные накопления в свое дело.
Наиболее значимой оказалась проблема высоких налогов. По-видимому, акцентирование на проблеме – налогов – это стремление предпринимателей оправдать свои противоправные действия: уход в «тень», недобросовестную конкуренцию, выплаты зарплаты в «конвертах» и т. д.
Следующую проблему предприниматели (52,2%) видят в слабой платежеспособности населения наряду с узостью регионального рынка. В своей сфере деятельности только 9,2% опрошенных отметили дефицит товаров и услуг, скорее стабильным назвали рынок 36,9%; перенасыщенным – 22,1%. Одним из факторов повышения эффективности 48,3% бизнесменов считают необходимость увеличения своего оборота.
Затратный фактор в иерархии проблем занимает третье место – на него указали 47,3% респондентов. В значительной степени высокие затраты определяются растущими тарифами монополистов, арендной платой, банковскими процентами. Растет и конкуренция в сфере малого бизнеса – это отметили 43,2% опрошенных. Еще 17,6% указали на наличие недобросовестной конкуренции. На внутреннем рынке активные позиции имеют местные предприятия, а также западные российские и китайские компании. Респонденты оценили их по степени значимости, соответственно, 74,5%, 22,5%, 23,5%. При ответе на вопрос: «Почему вы не вкладываете свои накопления в развитие своего бизнеса?» - 49,5% предпринимателей объяснили это усиливающейся конкуренцией и 35,3% - рискованностью выбранного вида деятельности.
По-прежнему трудно получить кредиты (отметили 33,3%). Реальный доступ к ним связан с отраслевой принадлежностью малых предприятий: они более доступны для предприятий торговли и на короткий срок.
Возможно, благодаря «экономии на налогах» 78,3% респондентов оценили положение своего предприятия как среднее, а материальное положение 48,4% считают удовлетворительным, причем этот показатель выше в строительстве (57,1%) и бытовом обслуживании (55,4%). Хорошо обеспеченными считают себя лишь 7,1%, причем этот показатель наиболее высок в промышленном производстве (12,7%). Многие занятые в малом бизнесе периодически испытывают материальные трудности: от 14,9% в строительстве, до 38,6% на транспорте.
Из всех видов ненормативных отношений нарушение деловых обязательств партнерами особенно распространено в промышленности. Криминализации наиболее подвержен транспорт – 36,4%, где значение этого показателя более чем в 2 раза превышает среднее по выборке. Вымогательства чиновников и бюрократизации при решении деловых вопросов особенно распространены в строительстве.
Социологический опрос включал просьбу оценить ряд концептуальных положений, которые способствовали бы развитию малого бизнеса.
На первое место предприниматели (62,3%) выдвинули «предоставление льгот добросовестным бизнесменам». Государственные служащие на первое место поставили «поддержку малого бизнеса в производственной сфере». В оценке следующего по значимости концептуального положения «ограничение вмешательства государственных органов в деятельность предпринимателей» обе группы – 38,8% и 34,1% - респондентов оказались единодушны. В тоже время «ужесточение контроля за деятельностью малого бизнеса» не получило поддержки ни у предпринимателей, ни у госслужащих. Правда, на специально поставленный вопрос о необходимости усиления контроля за малым предпринимательством 49,3% госслужащих дали утвердительный ответ.
В силу важности упомянутых концептуальных положений их детализировали специальными вопросами. Так, в необходимости государственной поддержки малого предпринимательства единодушны и бизнесмены, и чиновники (95,2% и 95,6%). За выборочную поддержку высказались, соответственно, 38,8% и 57,3% опрошенных. Бизнесмены отдали предпочтение критерию добросовестности (56,2%), а государственные служащие – отраслевому критерию (40,3%). Последние также существенно выше оценили критерий инновационности (15,6% и 5,3%).
«Подростки» |
«Карлики» |
«Клоны» | |
Цель |
Превращение в крупную организацию |
Укрепление позиций и расширение операций |
Повышение прибыльности |
Руководитель |
Лидер – инноватор |
Менеджер |
Организатор-контролер |
Важнейшее качество |
Амбициозное видение и способность «делать невозможное» |
Стабильность и адаптационная способность |
Организаторские способности, тщательность и пунктуальность |
Уровень риска |
Очень высокий |
Умеренный |
Незначительный |
Выживание после двух лет |
Порядка 10-15% |
Между 30-40% |
Более 70% |