Малый бизнес и теневая экономика.
Неформальные платежи за получение сертификатов
. Аналогичный опрос руководителей 600 малых предприятий России показал, что существует теневой рынок услуг по сертификации продукции, когда плата за услуги уполномоченных органов взимается неофициально, без надлежащего документального оформления. В целом по выборке на это указали 18% предпринимателей, получавших сертификаты. Кроме того, еще 6,8% респондентов отказались отвечать на вопрос. Основная масса опрошенных (56,4%) ничего не подозревает о существовании теневого рынка сертификационных услуг, а часть убеждена, что его не существует.
Уровень оплаты теневых услуг варьирует в значительных пределах в зависимости от региона. В Москве он в большинстве случаев значительно выше официально установленных ставок. По мнению большинства опрошенных, основные причины, заставляющие предпринимателей соглашаться на неформальные платежи уполномоченным органам, состоят в стремлении ускорить и упростить процесс получения сертификата. Так считают соответственно 62,3 и 50% респондентов. Имеет место и прямое вымогательство. В целом по выборке 3,4% предпринимателей заявили, что на этом настаивают представители уполномоченных органов, а 5,7% опрошенных, что без этого сертификат вообще невозможно получить. Почти половина всех опрошенных (47%) считают, что при прохождении сертификации им приходится преодолевать средний уровень трудностей. В то же время 13,6% полагают, что сделать это очень трудно, а 22,3% - что трудно, но не очень. Легко это дается только 16,6% опрошенных, в том числе 2,3% - очень легко. В целом среди опрошенных предпринимателей доля тех, кому приходится труднее, почти в двое выше доли тех, кому все дается сравнительно легко.
Теневая деятельность в сфере регистрации предприятий
. В настоящее время пока нет репрезентативных данных о том, насколько изменилась система взимания неофициальной «административной ренты», за прохождение процедуры регистрации, хотя новый Закон «О государственной регистрации юридических лиц» вступил в действие с июля 2002г. В соответствии с ним вместо регистрационных палат, подчиняющихся региональным и местным органам власти, регистрирующими органами стали налоговые инспекции.
Судя по данным опроса, проведенном Центром социального прогнозирования, под теневой деятельностью понимается оказание сотрудниками уполномоченных органов платных услуг по регистрации предприятий без оформления соответствующих платежных документов. 60,5% респондентов ничего не знали о подобной практике в своем регионе. Почти четверть опрошенных (24,2%) были уверены, что в их регионе этим никто не занимается. Однако 5,2% опрошенных прямо заявляли о существовании такой практике в их городе.
В региональном разрезе наблюдаются заметные отличия в масштабах «теневой» регистрации предприятий. Наибольшее распространение регистраций без официального оформления оплаты услуг уполномоченных органов получила в столице: 9,2% респондентов против 5,1 в целом по выборке. Малые предприятия, по-видимому, не являются достаточно выгодной клиентурой для сотрудников регистрационных ведомств. Предприятия с числом занятых до семи человек примерно вдвое реже сталкиваются с этим явлением по сравнению с крупными предприятиями, где заняты свыше 100 человек. Величина затрат предприятий на оплату неофициальных услуг, по-видимому, определяется уровнем официальных ставок, с небольшими отклонениями от него в ту или сторону. В среднем она была несколько выше официальных ставок.
В тех регионах, где официальные ставки значительно отличались от среднего общероссийского уровня, регистраторы стремились корректировать эти отклонения, дифференцируя документально не оформляемую плату так, чтобы она нивелировала различия. Среди наиболее важных мотивов, побуждающих предпринимателей не оформлять должным образом плату за услуги государственных чиновников, чаще всего упоминалось стремление ускорить процесс регистрации. На это указали 75,2% респондентов. Второе место по частоте упоминаний занимало стремление упростить для себя процедуру регистрации – 42,6%. В 8,4% случаев предприниматели были вынуждены так поступать из-за неполного соответствия представленных ими учредительных документов нормам действующего законодательства.