Контроль над движением капитала в Малайзии
Азиатский кризис не только поставил под сомнение необходимость поспешной либерализации потоков капитала в странах, где еще сохраняется контроль над его движением. Возник вопрос о целесообразности временного отказа от свободы капитальных операций там, где она уже введена, и некоторых ограничений, которые позволили бы сдержать паническое бегство капиталов.
Именно так поступило руководство Малайзии, введя в сентябре 1998 года селективное валютное регулирование11. Международный валютный фонд не одобрил такого шага, но премьер-министр Махатхир был тверд. Страна потеряла поддержку МВФ, зато приобрела свободу действий. Многие наблюдатели сходятся во мнении, что рекомендации Фонда были ошибочными, поскольку в момент, когда было необходимо стимулировать экономический рост, МВФ требовал проведения дефляционной политики. Поэтому многие азиатские экономики оказались в глубокой затяжной рецессии, а Малайзии, придерживавшейся правильного курса на стимулирование хозяйственного роста, удалось быстро оправиться от кризиса. Экономисты спорят, действительно ли валютные ограничения сыграли решающую роль, обеспечив Малайзии возобновление роста, тогда как соседние экономики продолжали катиться вниз из-за ошибочных рецептов МВФ. С точки зрения теории можно утверждать, что да. Импортные тарифы позволяют разграничить внутренний и внешний рынки, а также поднимать внутренние цены по сравнению с мировыми, контроль же над движением капиталов позволяет отделить внутренний финансовый рынок от мирового и в целях стимулирования хозяйственной активности снизить процентныеставки, не боясь оттока капитала за рубеж, где ставки выше. По-моему, реальность подтверждает теорию.
Сейчас МВФ несколько поубавил свой чрезмерный пыл относительно мобильности капитала, проявлявшийся до азиатского кризиса. В Фонде осознали значение благоразумия в процессе интеграции национальных финансовых рынков в мировую экономику, а также необходимость предварительного укрепления банковских структур и процедур. МВФ неформально признал мудрость такой меры, как налогообложение входящих потоков капитала в случаях, когда они становятся чрезмерно велики (инновация, введенная в Чили). Наконец, с большим трудом Фонд осознал необходимость гибкости при урегулировании кризисов, если они все же возникают, и диверсификации условий выдачи кредитов. Короче говоря, хотя необходимо сохранять бдительность в отношении системы Уолл-стрит - министерство финансов, похоже, что времена нерегулируемого международного финансового капитализма прошли.
Мне остается лишь процитировать строки из самого авторитетного журнала в области экономики и финансов - британского «Экономист»:
Идея свободы торговли пользуется безоговорочной поддержкой нашего журнала. Все время своего существования он поддерживал свободу международной торговли. Мы всегда говорили, что либеральная торговая политика обеспечивает процветание и мир между государствами, а также является необходимым элементом индивидуальных свобод. Естественно предположить, что все, что справедливо для торговли товарами, применимо и к торговле капиталом. Поэтому контроль над движением капитала коробит нас не меньше, чем квоты на ввоз бананов. Эти вопросы во многом схожи, но не абсолютно идентичны. Как ни неприятно, экономисты-либералы должны признать, что контроль над движением капитала - конечно, ограниченный и только в определенных случаях – имеет смысл.[7]