Проблемы, связанные со свободным движением капиталов
Причина хаотических перемещений капиталов связана с феноменом стадной реакции на отсутствие достоверной информации и шаткость рынков.
Экономисты предлагают забавные, но наглядные образцы стадного поведения в условиях недостаточной информации. Если вы не знаете, какой из трех ресторанов торгового центра выбрать, вы может зайти в любой из них наугад в надежде, что он будет лучшим. Но если вы вдруг заметите, что два заведения пусты, а в третьем за столом сидит прилично одетая пара, вы подумаете, что они ведают то, чего не знаете вы, а потому пойдете именно в тот ресторан. Другие решат точно так же. Очень скоро в результате такого стадного поведения этот ресторан заполнится, даже если реально он не является самым хорошим.
Это, пожалуй, наилучшее объяснение того, что произошло в Азии, где не помогла прочность фундаментальных хозяйственных показателей. Огромные краткосрочные обязательства вполне возможно было покрыть. Однако возникла паника по поводу их размеров. В условиях отсутствия достоверной информации панические настроения распространялись с огромной скоростью, подпитывая сами себя.
Другая проблема состояла в том, что институциональные механизмы азиатских экономик не были адаптированы к режиму свободного движения капиталов. Например, в Южной Корее соотношение между задолженностью промышленных предприятий, включая крупные конгломераты («чеболи»), и их активами было в два раза выше, чем в развитых странах, где корпорации больше полагаются на выпуск акций. Если бы речь шла о чисто внутринациональной задолженности, то кризис, спровоцированный распространением панических настроений, мог разрешить Центральный банк, осуществив дополнительную эмиссию денег и выступив в роли кредитора. Однако если кредиты взяты за рубежом и исчисляются в иностранной валюте, то в стране возникает кризис платежного баланса: ведь в Сеуле нельзя напечатать доллары, чтобы вернуть внешние долги. Нужно было предвидеть это и предусмотреть механизмы, позволяющие отслеживать и предотвращать чрезмерное накопление краткосрочных обязательств перед нерезидентами до введения режима полной мобильности капиталов. Тем не менее, МВФ настоятельно рекомендовал Южной Корее ввести такой режим, а ОЭСР выдвигала :-mi в качестве условия вступления в свои ряды.
Слабость банковского и финансового регулирования не усложнила ситуацию. В условиях отмены контроля за движением капиталов многие коммерческие банки брали краткосрочные ссуды за рубежом и без адекватных гарантии выдавали долгосрочные кредиты местным частным инвесторам, чаще всего - занимающимся операциями с недвижимостью. «В пяти странах краткосрочные кредиты составили практически четверть всех банковских ссуд, выданных частному сектору в 1996 году»5. Поэтому когда началась паника, а отток средств стал превышать их приток, банки были вынуждены отозвать свои кредиты. Центральные банки также сократили денежное предложение, поскольку из-за оттока капитала сократились их запасы иностранной валюты. Оба фактора привели к закрытию многих предприятий, а затем и к банкротству банков.
Напротив, кризиса избежали Индия и Китай, которые в течение десяти лет до наступления кризиса в Азии также имели высокие темпы роста, но не поддались на требования снять ограничения на движение капиталов. Так почему же восточноазиатские страны пошли по пути безоглядной интеграции в мировые финансовые рынки, которая столь дорого обошлась им?[6]