«Любовь по расчету». Повышение доверия к российским компаниям за рубежом.
Российские компании пользуются самым низким доверием за рубежом по сравнению с другими международными корпорациями.
Проведенное исследование, показало, что российский бизнес занимает самое последнее место в рейтинге доверия среди прочих международных компаний. Свое доверие транснациональным корпорациям со штаб-квартирой в России высказали только 18% опрошенных из развитых стран и 44% респондентов из стран с развивающейся экономикой. (Всего в опросе участвовало 3100 человек из 18 стран мира). Самой большой популярностью пользуются бизнесмены Канады и Швеции, им доверяют 73% и 77% из числа всех респондентов соответственно, за ними следуют предприниматели из Германии (68% и 79%). Российский бизнес находит большую поддержку только у себя дома. К примеру, за компанию «Газпром» проголосовало 67% россиян, в Китае ее рейтинг оказался меньше — 48%, в Великобритании компании доверяют только 5% респондентов. Как отмечают эксперты компании Edelman, повышенное доверие к бизнесу внутри страны является характерной тенденцией для развивающихся экономик. На последней встрече с крупными промышленниками президент России заявил, что за истекший период у предпринимателей сорвалось 13 крупных слияний с западными компаниями на общую сумму 550 млрд. долл. Многие эксперты считают, что всему виной слабая пиар-атака со стороны российских компаний. В России пока еще принято считать, что затраты на масштабные PR-акции — это деньги, потраченные впустую. В то время как внешняя политика просто зависает без информационного сопровождения. По мнению президента коммуникационного холдинга Imageland Вероники Моисеевой, сейчас следует в первую очередь использовать методы общественной дипломатии, которые строятся на работе с двумя основными аудиториями - негосударственными организациями и экспертным сообществом конкретных стран.
Однако никакие PR-кампании не помогут повысить имидж российского предпринимателя на международной арене. Ничем полезным они не обернутся, кроме освоения бюджета по большому счету зарубежными специалистами, а также российскими, которые пожелают к этому делу примкнуть. Недоверие к бизнесу навеяно образом самого государства. «Все негативное восприятие России как страны с высокой степенью концентрации власти проецируется на российский бизнес. В то время как имидж западных компаний в меньшей степени зависит от действий своих властей. Возможны два способа, как завоевать доверие. Во-первых, повышать качество работы. Во-вторых, ничего не скрывать от зарубежных партнеров. Все прекрасно осведомлены о наших экономических болезнях, через которые прошли все развитые страны. Когда мы начинаем скрывать свои проблемы, то кажется, что их гораздо больше. И это отпугивает потенциальных партнеров.
Рис. 9. Уровень доверия за рубежом у российских компаний.
Заключение.
Переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.
Общей особенностью экономического развития стран, возникших после распада, СССР является глобальная несбалансированность (несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла.
Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергичное проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка.