НДС без компромисса. Снижение ставки налога.
По словам г-на Шохина, на встрече с президентом в середине февраля он уже говорил, что снижение ставки НДС бизнес устраивает больше, чем реформа администратирования этого налога. Однако это снижение должно быть более радикальным, чем то, на котором настаивает Минфин. «Криминальный бизнес на возмещении НДС при его ставке 18% — рентабельный, при ставке 10% — нерентабельный, — аргументирует позицию бизнес-сообщества г-н Шохин. — Ставка НДС 13% — это та грань, где уже выгоднее платить НДС «вбелую», то есть уже не настолько велик «навар» предпринимателей, чтобы начать зарабатывать на схемах».
Дебаты о снижении НДС длятся уже несколько лет. Но поскольку его доля в структуре доходов бюджета превышает 30%, экономические министерства — в первую очередь Минфин — выступают ярыми противниками уменьшения ставки.
В 2004 году Минфин пошел на уступки, и размер НДС был снижен с 20 до 18%. Заметного эффекта эта новация не принесла. Выиграли разве что крупные компании, которые сэкономили на налоге более 280 млрд. руб. за первый год действия пониженной ставки. Зато в ответ налоговые органы, ожидавшие роста сознательности налогоплательщиков и увеличения поступлений в бюджет, ужесточили администрирование налога. Возмещение НДС по суду через год после установленного законом срока стало обычной практикой.
Дошло до того, что о необходимости снижения НДС заявил в бюджетном послании президент Владимир Путин. В итоге Алексей Кудрин заявил, что его министерство готово к снижению НДС с 18 до 15%, но лишь в обмен на «устойчивые дополнительные источники доходов» и не ранее 2009 года. По мнению Минфина, уменьшение ставки должно сопровождаться ее унификацией (отказом от 10-процентной ставки на социально значимые товары: продукты первой необходимости, лекарства, детские товары) и повышением других налогов, к примеру, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
В то же время эксперты вообще не видят необходимости в снижении НДС, даже до 15%. Снижение НДС на 2% в 2004 году не привело к выходу бизнеса из тени. Нет объективных экономических данных, что снижение налогов ускоряет, например, экономический рост. Не имеет смысла снижать налоги, надеясь на рост инвестирования высвободившихся ресурсов: сейчас в стране и так достаточно средств для инвестиций. Также нужно учитывать и рост расходов бюджета последних лет. Кроме того, межстрановые исследования показывают, что НДС по сравнению с прямыми налогами (на прибыль, на имущество) — наименее вредный налог для развития бизнеса.