Основоположники потребительской и производственной кооперации.
На возникновение и развитие потребительских кооперативов большое влияние оказали великий социалист-утопист Роберт
Оуэн (1771-1858) и его последователь Уильям Кинг (1786-1865).
В 1817 г., Роберт Оуэн предложил английскому парламенту принять закон о строительстве "Земледельческих и мануфактурных поселений единства и взаимной кооперации". Финансировать этот проект, по мысли Оуэна, должно правительство из средств получаемых от налога в пользу бедных.
В 1817 г. Роберт Оуэн начал пропаганду кооперативных общин, а впоследствии производственных и потребительских кооперативов, которую продолжал до конца жизни. Он твердо верил, что можно создать такую " социальную систему ", в рамках которой не будет разделения людей на богатых и бедных. Одновременно Роберт Оуэн активно участвовал во всех социально-экономических движениях трудящихся за свои права.
Он был одним из авторов первого в мире закона об охране труда, который был принят в Англии в 1819 г.
В 1821 г. в Лондоне при его участии было создано "Кооперативное экономическое общество", членами которого стали главным образом городские наборщики. Это был по существу потребительский кооператив, имевший собственную лавку и продававший своим членам-пайщикам товары по более низким ценам, чем цены частной торговли. Во главе кооператива стоял выборный комитет.
В 1824 г. сторонники Р.Оуэна создали "Лондонское кооперативное общество", которое посредством публичных лекций, диспутов, брошюр и газетных публикаций начало агитацию за устройство общин на коммунистических началах. В том же году Р.Оуэн отправился в Америку, где купил у одной религиозной общины поселок "Гармония" и участок земли в 30 тыс. акров, истратив на это почти все свое довольно значительное состояние. На призыв Оуэна откликнулись около 800 поселенцев, и в мае 1825 г. община, названная "Новой Гармонией" была открыта. Однако за два года ее существования сменилось несколько вариантов устава общины, начались ссоры, образовались враждующие группировки. Весной 1827 г. "Новая Гармония" фактически перестала существовать. Сын Оуэна, Роберт Дейл Оуэн, приписывает неудачу этого начинания нежеланию отца производить отбор кандидатов в члены общины. Именно бродяги и авантюристы разложили "Новую Гармонию" изнутри. Этому способствовало и еще одно обстоятельство: после первых успехов колонии Оуэн поспешил перейти от оплаты по труду к принципу равного для всех вознаграждения. В таких условиях, многие члены общины перестали трудиться.
Другие попытки организация 18 оуэнистских общин в штатах Нью-Йорк, Огайо и Индиана в 1826-1827 гг., не увенчались ус пехом.
Причины развала первых общин: уравнительное распределение продуктов труда, денежные затруднения, разногласия по вопросам управления, воспитания, режима труда и отдыха. Общины не обеспечивали необходимого сочетания общественных и личных интересов, не соблюдали принципа материальной заинтересованности и поэтому не стимулировали активное участие членов в хозяйственной деятельности. Общины были не в состоянии конкурировать с торговым и промышленным капиталом и быстро распадались.
Однако Р. Оуэн и его сторонники считали, что главная причина развала общин — недостаток средств. В 1826 г. оуэнисты создали "Общество фонда кооперативной общины", которое было" по существу потребительским кооперативом. Общество установило небольшие паи, чтобы в него могли вступить рабочие и ремесленники, занялось торговлей, а всю прибыль откладывало в "фонд общины".
В 1826 г. "Лондонское кооперативное общество" стало издавать "Кооперативный журнал", который популяризировал взгляды Р. Оуэна и обсуждал проблемы движения за создание общин и кооперативов.
В 1831-1833 годах Р. Оуэн принимает самое активное участие в кооперативно-профсоюзных конгрессах. В 1833 г. под председательством Роберта Оуэна состоялся совместный съезд представителей кооперативных обществ и профессиональных союзов, на котором, был образован Великий национальный объединенный союз производств Великобритании и Ирландии, объединявший около 500 тыс. рабочих и ремесленников.
За свою жизнь Р. Оуэн произнес более 1000 публичных речей, выпустил около 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей в журналах и газетах. "Книга о нравственном мире" и "Революция в сознании и деятельности человеческого рода, или грядущий переход от неразумения к разумности", последние крупные произведения, написанные им в 40-50 годах XIX века.