Паритет покупательной способности
Объяснение колебаний валютных курсов основано на теории «паритета покупательной способности» или «3 П» (от англ. PPP -“purchasing power parity”). Согласно данной теории, валюта будет дорожать или обесцениваться до тех пор, пока определённая сумма денег, конвертируемая по рыночному валютному курсу, не сможет быть обменена на одинаковую по составу и объему «потребительскую корзину» товаров и услуг в обеих странах, т.е. она определяется количеством одинаковых товаров и услуг, которые можно купить на стандартную сумму различных национальных валют, например, на 100 долларов, франков, рублей и т.д. Но надо учитывать, что соотношение валют по их покупной способности в разных странах различно по различным товарам. В корзину отбирают одинаковый набор товаров и определяют сумму денег, необходимую для приобретения этого набора в различных странах.
Объективность сравнения может быть достигнута только при использовании очень большого числа товаров и услуг, входящих в условную потребительскую корзину двух или более стран. Так, если например, в России такая корзина стоит 815 рублей, а в США 100 долларов, то цена одного доллара (валютный курс) будет равна 8 рублей 15 копеек, а цена одного рубля 19 центов. Поэтому если в России цены удвоятся, а в США останутся прежними, то при прочих равных условиях обмена курс доллара к рублю вырастет в два раза. Однако валютный курс в действительности может значительно отклоняться в ту или другую сторону в зависимости от многих причин. Например, чем больше спрос на данную валюту, тем больше будет повышаться курс обмена этой валюты на денежную единицу другой страны и наоборот.
Формула валютного курса согласно теории паритета покупательной способности следующая:
r =Р÷Р1,
где r - валютный курс иностранной валюты;
Р - уровень цен в рассматриваемой стране;
P1 - уровень цен в стране иностранной валюты.
Например, предположим, цена "потребительской корзины" в США - 4000 долл., в ЕС - 3000 евро. Тогда курс евро:
Z = 4000 долл : 3000 евро = 1,33 долл.
Но самая большая сложность «3 П» заключается в том, что не существует единого способа определения состава потребительской корзины. В разных странах структура потребления разных товаров и услуг, входящих в корзину, весьма различна. Но тем не менее другого способа определения валютного курса, чем корзинный, не существует. Таким образом, для понимания причин формирования и колебаний валютных курсов теория паритета покупательной способности полезна в долгосрочном аспекте, но в краткосрочном аспекте необходимо принимать во внимание и ряд других факторов.
ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК